// Многонациональная Россия

Ливвики

Ливвики
Численность народа: 19000

Ливвики, карелы-ливвики, олонецкие карелы - так называют один из трёх крупных субэтносов в составе карельского этноса. Говорят, что впервые ливвиков упомянул готт Иордан в 6 веке.  В рассказе о племенах, населявших Балтийское побережье между Финским и Рижским заливами, он среди прочих называет ливов.   От них и ведут свой род современные эстонцы, а так же ливвики – та часть племени ливов, которая однажды мигрировала из Прибалтики в Приладожье. К 11 веку, когда переселившиеся на новые места ливы смешались с местными населением Приладожья и Межозерья, этнос сложился окончательно.

«Несмотря на родство и тесное проживание бок о бок с карелами, ливвики сохранили самобытность в культуре и языке и всегда четко выделяли себя среди других этносов региона.  Язык их имеет много общего с древним вепсским языком, а также наполнен западно-прибалтийскими лексическими заимствованиями, чего не наблюдается у других народов Карелии».

Ливвиковский диалект сформировался к 9 веке. Сегодня на ливвиковском наречии, которое состоит из восьми местных диалектов и говоров, говорят в Олонецком, Пряжинском, Питкярантском и немного в Суоярвском районах.

«Есть разница в диалектах, в разговорной речи. Вот я – ливвик. А моя подруга из Шелтозеро – людик. Как-то мы с ней стали сравнивать разные слова. Скажем, лягушка. У нас говорят: «шлёпёй», а у них, оказывается, – «лёпшой». Я давай спорить: лягушка, она как прыгает? Шлёп-шлёп-шлёп! А вот и нет, не соглашается та: лягушка прыгает так – лёпш-лёпш-лёпш!».

Столицей ливвиков стал древний Олонец, упоминание о котором сохранилось в уставной грамоте 1137 года князя Святослава Ольговича.

При царе Иване III территории ливвиков присоединили к Московскому государству. В середине 17 века по указу царя Алексея Михайловича в Олонце построили крепость, которая стала форпостом в войне со шведами и простояла почти 100 лет. Она состояла из 19 башен: самая высокая из них, Красная, была 32-метровой. В бастионе находилась церковь, амбары и дворы, в которых укрывались жители во время штурма.

В 1773 году императрица Екатерина II основала Олонецкую область, в которую вошли земли ливвиков. Город Олонец еще девять лет оставался ее столицей, а позже главным городом провинции стал Петрозаводск.

Традиционное карельское поселение состояло из домов-дворов. Под высокой крышей размещали саму избу, хлев, амбар, сеновал и баню. Такой тип постройки был типичен для северных народов, которым иначе приходилось бы выходить на мороз, чтобы покормить скотину. Крыши и фасады украшали фигурной резьбой, Чаще всего это были птичьи головы или очертания хвойных деревьев, которые особо почитались ливвиками. Когда пишут, что ливвики предпочитали ставить свои подворья у воды, это не совсем истинно. Они, скорее, вынуждены были их так ставить. Потому что воды в тех местах много, а вод подходящей для земледелия земли – мало. Так как вокруг были сплошные болота и озера, возделывать землю было нелегко. Часто жители получали плохой урожай, поэтому им приходилось добавлять в хлеб сосновую кору — отсюда поговорка «Карел — кору ел».

«Дом для ливвиков был священным местом. Под одной крышей жили несколько поколений семьи. Мебель в избе обычно была встроенной. Под потолком через всю избу висело бревно: на нем гнули полозья для саней или сушили сети. В избе был красный угол с иконами. Его также называли большим: здесь было место хозяина дома, где находилось орудие для вязания сетей и ящик с сапожными инструментами. Противоположный по фасаду угол называли задним и там хранились вещи женщин и детей: ткани, клубки шерсти, люлька».

Для строительства домов никогда не использовали сухие деревья. Считалось, что тогда в новом доме непременно кто-то умрет. Еще нельзя было рубить липу, потому что тот, кто ее срубит, обязательно заблудится в лесу. Причиной преждевременной смерти считалось намеренное срубание «общедеревенских» или именных деревьев. Залетевшая в дом бабочка читалась вестницей смерти или как сам умерший, поэтому бабочке нельзя было ни в коем случае причинять вред.

Как у многих северных народов у ливвиков был культ медведя. Он был опасен и почитаем. А еще он был главным целителем людей. Его жир был самым эффективным из всех животных жиров. А самым полезным медвежьим жиром был жир с сердца. Им лечили нарывы, ссадины, грыжи ожоги. На основе медвежьего жира и ягод волчьего лыка делали мазь для лечения младенческой грыжи. Ягоды «толкли в посудине на трех порогах, добавляли вино (вино можно было заменить грудным молоком) и жир медведя. Затем переливали в бутылку, настаивали месяц и смазывали пуп ребенка…»

Медвежьей лапой или другой высушенной частью тела массировали больные мета. На шею младенца вместе с медным крестиком вешали медвежий коготь, что делало ребенка смелым и бойким. «… скребли ножом поверхность когтя убитого зимой медведя и осенью, когда на небе появлялись первые звезды, сыпали в глаз полученную «муку», произнося заговор. После чтения заговора мыли глаза прямо под открытым небом, воду от мытья относили на перекресток трех дорог, отправляя боль таким образом в огонь, по ветру, в воду, в лес, на кладбище и напоследок на гору болей Похъелы». Медвежье горло использовали для изготовления лечебной питьевой воды: через такое горло трижды переливали воду из посуды в посуду, затем эту воду пили от запора.

Чтобы избавиться от кашля, надо было найти в лесу подвешенный на дерево череп медведя, подняться на это дерево, трижды кашлянуть и сплюнуть через череп: «Улетай путями ветра, вихря санным первопутком, в пасть огромную медведя, косолапому ты в зубы, будешь там ты жить прекрасно...».