Численность народа: ≈ 1 118 000
Три женщины брали воду в колодце. К ним подошли сыновья. Один поцеловал свою мать и побежал, напевая дальше. Второй спросил: «Ты не устала?» и побежал догонять товарища. Третий молча взял ведра у своей матери и понёс их в дом. Мимо проходил седобородый аксакал.
- Скажите, мудрец, - спросили матери – чей сын самый красивый и умный?
- О, женщины, здесь был только один сын, - ответил мудрец.
Это аварская притча. Она как нельзя лучше отражает менталитет аварцев. Мать у аварцев занимает особое место в семье. Горцы традиционно считают, что мать – душа дома. «Она является хранительницей домашнего очага, создающая неуловимую атмосферу чувств, положительных эмоций». Отношение аварских мужчин к матерям трогательно-трепетное, на уровне поклонения, ведь в одной из сур Корана записано: «Рай - под ногами ваших матерей».
Почитание и уважение не только матери, по и всего старшего поколения – базовая особенность аварских взаимоотношений. Невестка, приходя в дом мужа, не могла первая заговаривать со свекрами. «Обычно свекровь заводила разговор уже на следующий день, а молчание свекра могло длиться годами».
Не факт, что молчание свекра сильно угнетало невестку, ведь чаще всего родители мужа строили для сына отдельный дом и после свадьбы отправляли молодых жить туда. С другой стороны отдельным дом был очень условно. Дома в селениях теснились один к другому так, что часто крыша одного дома служила двором для другого.
В доме всегда была женская и мужская половина, и даже после свадьбы женщина спала и жила в одной комнате с детьми, а не с мужем. Когда мальчикам исполнялось 15 лет, они переходили жить в отцовскую спальню. Детей любили, но с детства приучали к труду и нравственности, обучали военному делу, поскольку сами аварцы считали себя народом-воином и даже своим домам придавали защитные функции. Так крайние дома аулов представляли собой почти крепостную стену с боевой башней. Проникнуть внутрь такого сооружения было очень трудно.
Аварцы - один из самых многочисленных и самых древних народов Кавказа. Живут они в Дагестане, а также в Чечне, Калмыкии, в восточной Грузии и в Азербайджане – всего около миллиона человек. «Аварцы гордятся своей историей: ведь их предки обитали на территории Кавказа еще в период неолита, а язык современных аварцев, существовавший с незапамятных времен, не исчез, в отличие от многих языков дагестано-нахской группы».
Одна из старинных грузинских летописей рассказывает библейскую версию рождения этого народа. Она называет праотцем всех горцев Дагестана Хозониха. Хозоних был сыном Лекоса, который был сыном Торгома, который был сыном Тираса, который был сыном Гомера, который был сыном Иафета, который был сыном Ноя. Первоначальным местом расселения иафетидов был северный Вавилон. После разделения языков они распространились на восток, север и запад и таким образом заселили всю Евразию, за исключением Ближнего Востока, где обосновались семиты — потомки второго сына Ноя — Сима.
Итак, один из прапраправнуков Ноя Хозоних основал в горном ущелье город и назвал его своим именем, Хозанихети. Считается, что это искаженное слово Хунзах – древняя столица аварских ханов.
В античных источниках упоминаются племена «саваров», которые, предположительно, и были предками современных аварцев. Тысячи лет до нашей эры савары были кочевниками, но позже стали вести оседлый образ жизни, разводить скот и заниматься земледелием. «Жизнь аварских племен проходила в горах, в относительной изоляции от других племен и народов, что позволило сохранить не только язык и отличительные внешние особенности народа, но и многие традиции и обычаи».
Уже в 1 тысячелетии нашей эры арабские летописи упоминают царство Сарир, на месте которого позже образовалось Аварское ханство. Царство Сарир граничило с поселениями аланов и хазар. Самым успешным для Сарира было правление царя Авара. «История аварцев упоминает его как крайне отважного владыку, а некоторые учёные даже полагают, что название народа произошло от его имени».
Аварское ханство возникло на месте Сарира спустя два века его существования. Это был союз независимых племен и обществ, которые объединялись под началом хана только в случае военной необходимости. Представители племен отличались свирепостью и крепким боевым духом. Кстати, по одной из версий, название народу дали тюркские племена, а не царь Авар. С тюркского языка «авар» и «аварала» переводятся как «воинственный», «беспокойный», «дерзкий», «тревожный», что соответствует аварскому характеру.
Аварское ханство просуществовало до 18 века. К этому времени аварцы давно уже имели свою письменность, похожую на арабскую, и исповедовали ислам.
Народ организовывался в сельские общины, состоявшие из родственных объединений. У членов общины были в совместной собственности пастбища, скот, лес, некоторые средства производства. Средняя община включала до 120 дворов с населением 500-550 человек. Главой был старейшина, избиравшийся на сельском сходе всем мужским населением старше 15 лет. «Традиционное поселение аварцев — крепость, состоящая из плотно прилегающих друг к другу домов (каменных, с плоской крышей, обычно двух- или трёхэтажных) и боевых башен. Все поселения ориентированы на юг. В центре поселений обычно устраивалась площадь, являвшаяся местом общественного схода; здесь же, как правило, располагалась мечеть».
Аварцы занимались — скотоводством, выращивали на террасах рожь, пшеницу, ячмень, овёс, просо. Они достигли большого искусства в сооружении полей на подпорных стенах с наносной почвой. Основная масса таких террас обрабатывалась вручную мотыгами и лопатами. В аварских садах плодоносили абрикосы, персики, слива, алыча и вился виноград.
Они издревле чеканили по меди, обрабатывали кожу, ткали ковры и сукно, Аварские безворсовые ковры и двусторонние паласы отличались самобытным орнаментом и отменным качеством. Ткали их в основном из овечьей и козьей пряжи. Окрашивали пряжу мареной, кожурой орехов, различными горными травами. Резьбой по камню и дереву украшали стены и арки домов, опорные столбы мечетей, домашнюю утварь. «В каждом аварском доме стоял сделанный из цельного дерева с изумительным орнаментом ларь для хранения посуды и продуктов – цагур. Украшением комнаты был также столб с высеченным на нем узором».
Одно из самых древних ремесел у аварцев – кузнечное дело. Кузнецы - «къебед» пользовались особым почетом и уважением. Они изготавливали хозяйственные принадлежности, орудия труда, кинжалы и сабли, ювелирные украшения. Но это еще не все. Поскольку люди считали, что огонь подарен божествами, умение обращаться с огнем рассматривали как дар небес. К къебеду обращались и в случае болезни: он делал кровопускание, щипцами выдергивал больные зубы, при болях в животе поил «закалочной» водой из кузнечного корыта.