Численность народа: 125000
Тут же все вокруг меня объял туман и мрак,
И гуждар исчез передо мной, словно некий призрак.
О гуждаре, друзья, я расскажу вам такое:
Он не долго шел, оглянулся гордо, спокойно.
Словно лед на Эльбрусе, темя его искрилось,
Имел стройность горянки, что в танце плавно кружилась.
Будто девушка в корсете, так красив был он,
Словно соль свежую рану, жег его проклятий тон.
Челка его сверкала, как алмаз под солнцем,
Копыта так остры, будто копьеносцы.
Рога его, как вертела, острые и тонкие,
И несся в горы он, словно могучий орел гонкий.
Рога его, как вертела, острые и гладкие,
Эти дни мои проходят, словно сны, да сладкие.
Это слова из древнего балкарского эпоса «Бийнёгер» – о любви героя-охотника и дочери божества охоты Апсаты. Правда, кабардинцы тоже называют эпос своим, но конкретно на этом мы не будем останавливаться.
Сами себя балкарцы называют таулула – «горец». Считаются тюркским народом, ведя свое происхождение от тюркоязычных аланов, их племен аз-киши, хороучон, карача. Аланы пришли на эти территории в 10 – 14 веках, постепенно смешавшись с кавказским древним племенем ашдигор и половцами-кыпчаками. Сейчас балкарцы живут в основной массе в Кабардино-Балкарии, а также в Казахстане, Киргизии, Турции, Сирии, Иордании, Египте, США, «называя себя, как и часть старожилов Балкарии, карачаевцами». С карачаевцами имеют общее происхождение и культуру. Как самостоятельные народы балкарцы и карачаевцы определились в 13 – 14 веках. «В русских документах первые упоминания этнонима «балкар» относятся к 1629 г. В грузинских источниках XIV – XVIII вв. балкарцы известны под именем «басианы», осетины называли их «асы», сваны – «сауары» (горцы), кабардинцы – «къущхьэ» (горцы)».
До 19 века балкарцы в большинстве своем жили в наземных каменных домах с плоской деревянно-земляной кровлей. В жилище был открытый очаг и отверстия в потолке для освещения и выхода дыма. В отдельных селениях, однако, предпочитали срубы с двухскатной крышей. Очаги в таких домах располагали у стены, как камин, а не в центре. Знать в некоторых селениях строила себе «деревянные замки», которые включали в себя несколько срубов с крытым двором и общей внешней стеной. Площадь таких замков могла достигать 1000 м2. Помимо разнотипного жилья строили боевые башни и склепы, где умерших хоронили в каменных ящиках.
Покойного хоронили в день смерти до захода солнца. Оповещали родственников, соседей, односельчан. Тело покойного обмывали и готовили к погребению мулла и его помощники. Затем мулла совершал обряд отпущения грехов усопшего, после чего покойного выносили из дома. На кладбище шли только мужчины. В течение трех дней не принято было готовить еду в доме покойного. В память об умершем читали Коран и устраивали несколько поминок. Первые - на третий день после похорон. Затем в течение года жарили каждый четверг лакумы и со сладостями раздавали соседям. Покойного поминали на 52 день, в полгода и в год.
Балкарцы всегда свято соблюдали тау адет - совокупность норм и традиций, регулировавшую поведение человека во всей его жизни. Важнейшим было уважительное отношение к родителям, к старшим и к женщинам. Сын не садился в присутствии отца, младший брат в присутствии старшего брата. Младшие подчинялись старшим, женщины – мужчинам. В присутствии старших молодые люди не вступали в общий разговор, громко не разговаривали, не смеялись и, конечно, не ругались и не дрались. У возраста был приоритет перед званием и положением, и молодой человек даже самого высокого происхождения обязан был вставать перед старшими. Старший по возрасту мужчина был главой семьи и решал все важные семейные вопросы, распоряжался имуществом. Старшая женщина ведала запасами продовольствия, она или одна из невесток готовили пищу на всю семью. Питались мужчины и женщины раздельно.
Практически весь год мужчины проводили в горах, перегоняя мелкий рогатый скот с летних на зимние пастбища и обратно. Основой хозяйства балкарцев всегда было высокогорное отгонное скотоводство, но из-за недостатка пригодных выпасов и покосов вблизи поселений крупного рогатого скота было немного. Разводили мелких лошадей, которые не могли переносить большие тяжести, но прекрасно подходили для использования в условиях высокогорья. Земледелие у балкарцев, как и почти на всем Кавказе было террасным. Сеяли ячмень, пшеницу, овес.
Из зерновой муки пекли в очаге на углях пресные лепешки-гырджыны. Очень любили пироги-хичины с разными начинками: сыром, творогом, мясом, картофелем, капустой, фасолью, тыквой, ягодами, фруктами. Их пекли на свадьбы, на рождение ребенка, календарные праздники, поминки. «Для каждого случая готовили особенные хичины в количестве трех штук, которые при подаче на стол разрезались на четыре части. В итоге получались 12 кусков, символизирующих 12 месяцев года»
Мясо и молочные продукты были основой кухни. Мясо варили и ели с тузлуком – чесночным соусом. После мясных блюд принято было пить бульон или есть суп. Для жарки использовали баранину, козлятину, говядину, дичь. Из внутренностей делали колбасы. К зиме мясо коптили и вялили.
Из молока готовили айран, гыпы айран - кефир, сливки, сметану, масло, творог, сыр. Айран балкарцы считали напитком богатырей, поскольку он обладал лечебными свойствами, вплоть до нейтрализации змеиного яда. Кроме молочных напитков балкарцы любили чай с кавказским рододендроном, а в праздники – бузу, пиво или квас.
К свадебному столу резали бычка, тёлку или барана. Пекли лакумы - пышки, хичины, пироги с мясом, сладости, халву, хворост, бузу, пиво. Подавали к столу шашлык, сохту - колбасу из печени, учу - жареную целиком тушу барана, бишген эт - вареное мясо жертвенного животного, манты.
Вопросы брака в семье решал её глава. Законным считали брак с участием сватов, уплатой калыма. Семья жениха в качестве сватов присылала в дом невесты наиболее уважаемых стариков. Существовало даже специальное животное для застольного приема сватов: шагъырей къой - «баран для знакомства». После получения согласия отца девушки, с самой невестой мог беседовать кто-либо из людей жениха. Невеста же заранее готовила заветный сундучок со всякими мелочами. Собирала в него бусы, духи, носовые платки, головные платки, расчески, цветные нитки и прочее. Всё это девушка потом раздавала детям и девочкам-подросткам, которые заходили полюбоваться новобрачной в первые дни свадьбы.
В целом свадебный обряд был долгим и включал много компонентов. Сначала соглашение сторон при обязательном участии сватов, договоренность о калыме за невесту, составление брачного договора, установление срока свадьбы, назначение дружков жениха. Перед отправкой за невестой обязательно угощали родню, гостей, дружков жениха. От имени жениха готовили подарок:
бычок, ювелирные изделия, свадебные пироги, сладости, напитки, плюс - подарок
для матери невесты. Сторона невесты встречала дружек жениха, её подруг. Для жениха готовился специальный стол. Дальше тамада из свиты жениха произносил тосты в честь новобрачных, родителей, родительского дома невесты. Гостей рассаживали по старшинству. После праздничного застолья невесту готовили к отъезду из родительского дома.
По пути в дом жениха устраивали обряд выкупа невесты. В самом доме праздновали ее приезд, снимали с невесты покрывало, показывали ее. От имени невесты одаривали родственников жениха. Родители невесты торжественно приглашали в свой дом зятя. За соблюдением ритуалов наблюдали все те же сваты, которые были людьми уважаемыми, знающими все тонкости этикета, общительными, красноречивыми. Недаром народная балкарская мудрость гласила: «Келечи иги болса, кели баш эрге барыр» – «Если сват хорош, то и ступа замуж выйдет».