// Многонациональная Россия

Темиргоевцы

Темиргоевцы
Численность народа: ок. 20 000

«Темиргоевцы - народ черкесского племени. Они в настоящее время живут в Майкопском отделе Кубанской области, по реке Лабе и ее притокам и населяют следующие 7 аулов: Егерухаевский, Хачемизиевский, Джерокаевский, Пшижевский, Хатажукаевский, Темиргоевский и Хатукаевский. Главное занятие темиргоевцев - земледелие и скотоводство. Из видов земледельческой промышленности первое место занимает хлебопашество (сеют пшеницу, рожь, просо, кукурузу, овес и подсолнечник); огородничеством же и садоводством темиргоевцы занимаются в очень малых размерах, лишь для домашнего обихода. Из видов скотоводства наибольшей любовью и успехом пользуется здесь коневодство: темиргоевские лошади продаются не только в другие места Северного Кавказа, но и во внутреннюю Россию. Из других отраслей сельского хозяйства охотнее всего темиргоевцы занимаются пчеловодством.

Термиргоевский язык представляет собой одно из наречий черкесского языка; он в общем сходен с наречием кабардинским, хотя имеет и свои местные особенности; эти особенности относятся, главным образом, к произношению и окончанию некоторых слов, но есть и различие в некоторых общеупотребительных словах; так, например, по-кабардински теплая комната называется «пешь», а по-темиргоевски - «собе»; по-кабардински правда — «пежь», а по-темиргоевски — «шъыпкъэ». Собственной письменности темиргоевцы не имеют; для документов же пользуются русским языком или арабским».

«Очерк быта темиргоевцев» 1901 г.

«Темиргоевцы (точнее кемиргоевцы; самоназвание: адыгэ, кӏэмгуй) — адыгская (черкесская) субъэтническая группа в составе современных адыгейцев. … Сейчас населяют аулы Пшизов, Пшичо, Хатажукай, Кабехабль, Джерокай, Джамбичи (до 1920 года — аул Темиргоевский). Традиционно к кемиргоевцам относят часть населения аулов Адамий, Хатукай, Мамхег, Егерухай, хотя они являются потомками соответствующих субэтносов адыгов (черкесов), но во многом утратили свои диалекты, перейдя на кемиргоевский диалект с локальными отличиями».  «Темиргоевский диалект (также известный, как кяхский диалект), наряду с бжедугским, принят за основу литературного адыгейского языка в Республике Адыгея».

Википедия 2024 г.

Предание гласит, что у князя Инала (родоначальника всех черкесских князей, причисленного ныне к лику святых) было четыре сына. Инал при жизни разделил все свои владения на четыре удела и раздал их четырём сыновьям, которые основали нынешние черкесские племена: «от Темрюка произошли темиргоевцы, от Беслана — бесленеевцы, от Капарта — кабардинцы, и только одни шапсуги не приняли названия четвёртого сына Инала, Зеноко». Еще одна версия гласит, что у Инала было 5 сыновей. Сам Инал остался жить среди темиргоевцев. Но Темрюк, «человек железного сердца», восстал против отца, лишил его власти и объявил себя одного князем над своими братьями. Последние не признали его притязаний, но отец завещал сыновьям почитать темиргоевского князя — «князем над князьями». Владения князя Темрюка тогда простирались с запада на восток от побережья Черного моря до реки Лабы.

Другое предание утверждает, что родоначальником темиргоевцев был князь Болеток (сын Темрюка), который разделил свои владения между тремя сыновьями, давшими отдельное название своим выделенным племенам: темиргоевцы, хатюкайцы и хегаки.

По третьему преданию со смертью князя Темрюка произошло разделение народа между двумя его сыновьями. Сыновья объявили сборы и «с рассветом следующего дня, оба сели на лошадей и поехали шагом, каждый в разную сторону. Часть народа, по своему выбору и желанию, последовала за одним, а часть за другим княжеским сыном. К вечеру оба князя остановились за сорок верст один от другого, и жители, сгруппировавшись около своих князей, построили сакли». С этого времени образовалось два самостоятельных черкесских племени:  темиргоевцы и хатюкайцы.

Какая бы версия не была истинной, но Инал, его сын Темрюк (Кемрюг) и его внук Болеток (Болоток) - реальные лица, и в 15-16 веках  у темиргоевцев формируется княжеская власть во главе с правящей фамилией Болотоковых. К началу 19 века Темригоевское княжество становится одним из крупнейших в Черкесии. «Темиргоевцы воинственны, дерзки …. Они являются самыми богатыми и чистыми из всех племен кубанских черкесов. Их поселения в большинстве своем укреплены; эти фортификации состоят из палисадников или двойного ряда больших перекрещенных кольев. Внутреннее пространство между этих двух рядов заполнено землей, а верхняя часть утыкана рогатками, которые представляют собой непреодолимое препятствие для их врагов, которые проживают неподалеку в горах и с которыми темиргоевцам часто приходится сражаться".

Первое картографическое свидетельство, по мнению отдельных исследователей, следует искать на круглой «Карте мира» венецианского монаха Фра Мауро, на которой указано княжество Кремук в центральной части Черкесии, именно в том районе, где располагалось Темиргоевское княжество: «… Кремук располагался в трех днях пути от побережья Азовского моря… Живут они деревнями и во всей стране нет [ни одного] города или укрепленного стенами места, а их самое большое и лучшее поселение — это небольшая долина в глубине страны, имеющая лучшее местоположение и более других населенная».

Княжество Кремук исследователи ассоциируют с княжеством Кемиргой (Темиргой). Центр этого княжества находился в районе современных городов Майкоп и Белореченск на реке Белая. Князья Кремука, согласно письменным и археологическим данным, обладали значительным военно-политическим могуществом. «В 1808 г. Г.-Ю. Клапрот отмечал, что «кемиркуехи (кемурке) — сильный черкесский род, состоящий из пяти тысяч семей, названный татарами темиргой».

Княжеская власть в Темиргое считалась более развитой и абсолютной по сравнению с другими западно-адыгскими княжествами. К концу 18 века темиргоевское владение опять было разделено на два удела, в которых правили две ветви потомков князя Болотока. «В последнюю четверть XVIII-начало XIX веков «большим», т. е. главным темиргоевским князем был Безруко Болотоков, который поставил целью своей жизни «спокойствие ему подвластных. … Сей князь подчинил свое владение порядку и благоустройству и темиргоевцы почувствовали всю сладость спокойствия… Земледелец после дневных трудов, возвращаясь домой, оставлял свой плуг с сохою и весь сельский скарб в поле и на другой день все находил в целости. Стада паслись без вооруженных пастухов. Женщины с детьми ходили в окрестностях тех аулов, где прежде и после этого и мужчины вооруженные не были безопасны».

На основании общего права в начале 19 века свои общественные земли темиргоевцы перераспределяли через каждые девять лет. Делились земли поровну между всеми мужчинами без различия возраста: «даже на только что родившегося мальчика отводится пай, равный с паями других мужчин». После  смерти владельца собственного участка земли его вдове доставалась одна восьмая часть, остальное распределялось между детьми «с таким расчетом, чтобы на каждого сына пришлось вдвое больше, чем на каждую дочь». Младший брат, кроме участка земли, получал дом и обязанность содержать мать и сестер.

С 1861 по 1862 годы на землях бывшего Темиргоевского княжества создаются Нижнелабинское и Верхнелабинское приставства. В 1863 году образован Абадзехский округ для управления покоренными народностями и контролем за ходом выселения не пожелавших оставаться под властью России. После окончания Кавказской войны большая часть темиргоевцев выселились в другие черкесские аулы, а также в Турцию и на Ближний Восток в качестве мухаджиров. Сейчас на территории России по неточным подсчетам проживает около 20 тысяч представителей субэтноса.