// Многонациональная Россия

Калмыки

Калмыки
Численность народа: 183 000

Калмыки - монголоязычный народ. Их предками были ойраты, издревле обитавшие в Джунгарии - западной части Монголии, некогда объединявшей земли Восточного Казахстана, Северо-Западного Китая и Южной Сибири. На рубеже 16 - 17 веков калмыки отделились от основной массы ойратов и обосновались в низовьях Волги и на Урале. Их миграция была вызвана желанием спастись от междоусобиц и нехваткой плодородных пастбищ. «Калмыками» ойратов называли тюрки. В переводе с тюркского это название означает «отколоться». Возможно, потому что они откололись от монголов, а возможно потому, что они ушли от исконных традиций предков-шаманистов и стали буддистами.

По древним представлениям предков калмыков Земля держится на лягушке. Когда она квакает, земля трясется. Гром и молнии производит дракон Лу. Всю зиму он спит в воде, а весной взмывает в воздух, и на нем начинают кататься злые духи. Когда наездник хлещет Лу плетью, дракон скрежещет зубами и сверкает молния. А когда дракон ревет от боли, раздается гром.  Считая небо неподвижным, калмыки знали, что оно приковано Алтн hасн - Золотым колом, как они называли Полярную звезду. Многое в жизни древних калмыков крутилось вокруг созвездия Мичит – Плеяды. «Согласно древним верованиям, перемещения этого созвездия на небесном своде вызывают на земле холод и жару, недомогания у людей и животных, различные неприятности. По представлениям ойрат-калмыков, с исчезновением созвездия Мичит весной у людей бледнеют лица, убывает мука в мешках и масло в посуде, худеет скот. В такие дни посуду нельзя было оставлять открытой, чтобы в пищу не проник яд. По этой же причине крепко завязывали мешки с запасами». Шесть отчетливых звезд в созвездии соответствуют шести вознесшимся мастерам-волшебникам: кузнецу, плотнику, врачу, мастерам сокращать земное пространство и разбивать особый камень. А Большую Медведицу образовали семь вознесшихся воров. «Но и на небе бывшие воры по своей земной привычке украли у созвездия Мичит одну звезду». Поступок хоть и плохой, но он спас мир. Согласно калмыцким поверьям, отнятие седьмой звезды уменьшило смертельную стужу, источаемую Мичит. «Сейчас ее (украденную звезду) можно рассмотреть в созвездии Большой Медведицы рядом со средней из семи наиболее ярких звезд этого созвездия. Ойрат-калмыки называли эту звездочку «^h уга кевYн», то есть «бесхитростный мальчик».

Пятна на Луне обеспечила жена одного могучего калмыцкого охотника. Она выкрала у мужа рецепт эликсира бессмертия и, обернувшись зайцем, спряталась от него на луне. «Сидит она там и толчет в каменной ступе компоненты этого эликсира, чтобы изготовить его в достаточном количестве и напоить им всех детей Земли. Вероятно, поэтому у калмыков с незапамятных времен заяц считается покровителем детства».

Исследователи 18-19 веков рисуют средний тип калмыка как невысокого, сухощавого человека, крепкого телосложения, с крупной головой и, как правило, искривленными ногами. «Он имеет прямые жесткие черные волосы, редкую растительность на лице и, в общем, смуглую кожу. Лицо этого человека в среднем круглое и плоское, глазная щель узкая и находится под наклоном, нос невысокий, губы, как правило, толстые, зубы ровные и белые». Кроме того, антропологи отдельно указывали на то, что среда обитания и хозяйственная деятельность калмыков способствовали развитию чуткого слуха и острого зрения, формировали выносливость.

Поскольку ведущей отраслью хозяйства калмыков являлось кочевое скотоводство, лучшим жилищем они считали переносную юрту. Поскольку жилье было сборно-разборным, то каждый раз приходилось устанавливать его на новом месте. При установке важным являлась ориентация по сторонам света. Традиционно вход юрты у калмыков и должен был выходить на юг. « Имеются исключения, так, если юрта находится вблизи буддийского храма или монастыря, хурула, духовного лица или людей более высокого сословия, то жилище ориентировалось входом в их сторону, в противном случае это считалось неуважением и дерзостью». Распределение внутреннего пространства и размещение предметов и инвентаря в юрте тоже играло ключевое значение в обустройстве быта. «Прежде всего, это важно с чисто практической точки зрения - все вещи в кочевом хозяйстве должны быть на своем месте и всегда под рукой».

Максимальная территория кочевий калмыцких племён на Нижней Волге и Северном Прикаспии имела границы: на юге — до реки Терек, на севере — до города Самары, на западе — до реки Дон и на востоке — до реки Яик (Урал). Позже ареал проживания уменьшился и стал примерно соответствовать границам современной республики Калмыкия.

Строгановская летопись, излагающая указ Ивана Грозного от 30 мая 1574 года, говорит о том, что калмыкам была разрешена беспошлинная торговля на отдельных русских территориях. В 1609 году калмыки закрепились в составе России, став подданными без выплаты дани и несения прочих повинностей, кроме охраны юго-восточных границ от Каспия до Причерноморья. Периодически калмыки присягают на верность России, но часто нарушают соглашения, нападая на русских. В те моменты, когда они не нападают на сюзерена, они защищают его, воюя с турками и татарами. Русские высоко ценили знаменитую калмыцкую конницу, которая тогда насчитывала до 70 тысяч лошадей.

Во второй половине 17 века на своей территории калмыки создали Калмыцкое ханство. Жители ханства считались российскими подданными. Ханы управляли народом при помощи «Цааджин-Бичик»— древнего ойратского свода законов. «Особым указом в 1655 году калмыкам было дано право кочевать вдоль берегов Волги, хотя царское правительство иногда просило ханов и их подданных возвращаться обратно на прежние кочевья».

К концу 18 века волею Екатерины II положение калмыков в составе Российской империи было пересмотрено. Их автономия была ликвидирована, вся местная знать стала подчиняться астраханскому губернатору. В улусах вводились приставы, назначаемые из центра.

«В XX веке калмыки начали массово переходить к оседлому образу жизни. Что касается грамотности, то для калмыцкого языка были испробованы как латиница, так и кириллица, в итоге было решено остановиться на последней». В 1917 году была образована так называемая Степная Область калмыцкого народа, а в 1920 году - Калмыцкая Автономная Область, которую через 15 лет преобразовали в Калмыцкую АССР, которую,  в свою очередь, в 1992 переименовали в Республику Калмыкия. Сейчас на территории Российской Федерации насчитывается 183 тысячи калмыков.