// Многонациональная Россия

Эвенки

Эвенки
Численность народа: 39 226

Вовсе не три слона и не черепаха держат землю.  А лягушка Баха. Однажды мокрая, замерзшая змея попросила лягушку достать землю, чтобы было где погреться. Баха нырнула и вытащила землю, которую сотворил Сэвэки, на поверхность вездесущей воды. Злой брат демиурга выстрелил в невинную лягушку. От выстрела она упала на спину и с тех пор держит землю над водой своими лапами.

Потом на землю пришли гигантский змей Дябдар и мамонт Сэли. Они осушали землю, своими туловищами прокладывая русла для рек. После осушения Дябрад не ушел никуда, остался на земле, чтобы лечить людей. Люди же, вернее их души, сначала обитали на ветвях мирового дерева в виде птичек Оми. Оми простых людей были птенцами синичек, а Оми будущих шаманов — птенцами перелетных птиц: орлов, лебедей или гагар. Из мира нерожденных душ Оми спускался на землю и, попадая в женщину, давал начало жизни ребенка (помимо птичек Оми еще могли быть хвоинками, пушинками и грибом-дождевиком). «Если ребенок умирал от голода, то его Оми возвращалось в мир нерожденных душ и могло через некоторое время вновь вселиться в мать. Если женщина оставалась бездетной или у нее постоянно умирали дети, шаман проводил обряд добывания душ: он уходил в мир нерожденных душ, выпрашивая или выкрадывая Оми и, вернувшись на землю, передавал ее матери или укладывал в люльку с изображением ребенка, или прятал в душе хранилища».

Умершие уходили в загробный мир Буни. Причем, так было не всегда. Сначала люди не умирали и старики стали перенаселять землю. Душ на всех уже не хватало. Тогда умерший герой Хедау открыл отверстие в земле, которое до этого было закрыто котлом. Старики ушли в Буни и души стали циркулировать на регулярной основе. За стариков не переживали, ведь в Буни умершие жили обычной жизнью. Единственным отличием от жизни на земле было то, что в загробном мире они все время плакали. «Для живого человека, попавшего случайно в Буни, или для шамана, спустившегося туда во время камлания, Буни предстает страной, где солнце светит тускло, небо как туман, а земля как пар. Все хорошее там превращается в плохое, а плохое в хорошее (поэтому похоронный инвентарь — одежду, посуду, охотничье снаряжение специально рвут, разбивают, ломают). Живой человек в Буни невидим для его обитателей, его слова принимают за треск очага, а проникновение оказывается столь же вредоносным для умерших, как и появление духа среди людей среднего мира. Увидеть его и отправить обратно на землю может только шаман мира умерших».

Живой мог пробыть в загробном мире довольно долго, потому  что не каждый день шаман провожал души умерших до места их последнего пребывания.  Процесс проводов был трудным и нередко шаманы  «собирали» по несколько человек, прежде чем начать процедуру. Да и вообще, обряд проводился не раньше, чем через год после смерти.

Вот в таком мире и появились илэ-люди примерно 3 тысячи лет назад.

Сами себя они называли «эвэнки/эвэн», что с некоторыми допущениями можно перевести как «поперечноглазый». Часть из них называла себе «орочен» – оленный человек, могли сказать про себя: «я - уранкай – житель гор», кто-то назывался бирар – поречанин, солон – житель верховий реки Амур, деючер – житель долины  реки Зея или хундысал – использующий для транспорта собак.

Ненцы, а вслед за ними и все остальные, их называли тунгусами с 17 до 20 века. Название эвенки окончательно и официально закрепилось за ними в 1931 году.

На сегодняшний день живут эвенки преимущественно на своих автохтонных территориях в России, Монголии, Китае. В России это Якутия, Красноярский, Хабаровский и Забайкальский края, Бурятия, Амурская и Иркутская области.

Колыбелью жизни и центром мира эвенки считали озеро Байкал. На его берегах родился первопредок – герой, упоминаемый в древних эпосах. Исследования современных этнографов  подтверждают эту версию, указывая на «следы» пратунгусов в неолитических слоях в Забайкалье, Южном Прибайкалье и Среднем Приамурье.

Расселяться из Прибайкалья они начали после того, как на их территории пришли скотоводы из Монголии. «В результате расселения произошло разделение пратунгусов на две группы – общесибирскую и нижнеамурскую. С этого времени тунгусы Сибири стали развиваться вне связей с нижнеамурскими тунгусами (нанайцами, орочами, ульчами). Эвенки, эвены (тунгусы Сибири) по мере расселения разделились на западную и восточную группы, которые отличались по языку: западная (ангаро-прибайкальская) и восточная (забайкальско-амурская)».

Точного времени и причин выделения эвенков (как и остальных народов) из тунгусского конгломерата не указывает никто из исследователей: «До сих пор не решена проблема этногенеза эвенкийского народа. В историографии их предков сопоставляли с хуннами, киданями, сяньбийцами, мохэ, уванями, чжурчжэнями.  Потом выводили из обитателей археологических культур Приамурья, Забайкалья, Прибайкалья и Якутии»

Однако, есть точка зрения, что в 10-11 веках предки эвенков осели на территории Эвенкии  и последующие 2-3 века здесь формировалась эвенкийская народность и ее культура, дошедшие до сегодняшних дней.

Напомним, что пришедшие сюда в конце 17 века русские казаки всех называли тунгусами и изображали их как народ, промышляющий охотой и рыбной ловлей и постоянно кочующий за зверем: «А те ясачные люди кочевые, живут в лесах, переходя с места на место и с рек на реки, а волостей и деревень и изб у них нет и не строят», «кормятся рыбою и зверем и живут, переходя с места на место». В условиях постоянного кочевья эвенки научились очень быстро ориентироваться в новых местах, приспосабливаться к любым условиям. Эти их качества вызывали восхищение у русских казаков. На самом деле эвенки всегда держали в качестве ориентира реки. Более поздние исследователи даже называли их «людьми водоразделов». «Ориентация в тайге у эвенков и других тунгусо-маньчжурских народов происходит по течению реки – точкой отсчета человек считает свое местоположение по отношению к реке, и по склонам хребтов. Реки были и остаются для эвенков «нитью Ариадны» в лабиринте в лабиринте тайги.  Тунгусы ориентировались не по сторонам света, а относительно направления главной водной артерии и нахождения себя по отношению к ней в данный момент. Реже – по горам, выходам горных пород, застругам, характеру лесной растительности».

Эту их особенность в некоторой степени подтверждает гидронимика, которой мы пользуемся по сей день:

  • Эенэ - основное, главное течение - Лена

  • Эенэhи - Основным течением являющаяся - Енисей

  • Большая река – Амур

  • Дее – лезвие – Зея

  • Олдан, Олдон - боковая, сбоку (хребтов) текущая – Алдан

  • Булэ, Булэй - текущая по болотистой местности – Вилюй

  • Тында - место удобное для свободного выпаса. 


 



«Эвенки везде и нигде»

Они постоянно кочевали. Разрозненно, небольшими кочевьями расселились от Енисея до Камчатки и от Ледовитого океана до границы с Китаем.

Жили эвенки, тогда еще тунгусы, родами.  Управляли родами и их территориями князцы. Каждый род имел свои военные дружины. В русских документах зафиксированы имена некоторых тунгусских правителей того времени, но самыми значимыми остаются князья Гантимуры.

Они управляли конными тунгусами Забайкалья со второй половины 17 века. В подчинении тайши Гантимура находилось до пятнадцати родов. Первый православный Гантимур, способствовавший присоединению эвенкийских земель к России и крещению этих территорий, был Петр (в крещении). Царю Алексею Михайловичу докладывали, что «Гантимур — муж храбрый и могучий, будто исполин, имеет девять жен и больше тридцати детей». Весь его род, который считался по мужской линии и состоял из трехсот с лишним мужчин, одетых в панцири и экипированных копьями. Детей экипировали тоже с малолетства, особенно княжеских. Своих сыновей тунгусы обучали воинскому мастерству с четырех лет. Тренировка включала в себя и способы стрельбы из лука, и искусство уклонения от стрел. Обстановка требовала быть все время готовыми к конфликтам.

«Кочевой образ жизни приучил тунгусов не накапливать имущество, поэтому у них не было войн с захватнической целью. Однако, один род мог пойти на другой из-за невыдачи просватанной девицы или отказа в сватовстве. Гораздо реже поводом для конфликта была ссора, оскорбление или порча шаманского костюма».

Между собой тунгусы воевали по очень жестким правилам. Пленных не убивали, женщины, старики и дети считались неприкосновенными. Победитель должен были взять на свое попечение женщин и детей противника в случае его гибели. Лайт-вариантом было выяснение отношений на фехтовальных дубинках. Такие дубинки по длине достигали роста человека, и в каждой семье имелся свой комплект, включающий дубинки для детей. В этих поединках участвовало все мужское население рода или стойбища.

«Против иноземцев войну вели на тотальное уничтожение: нападали неожиданно и пленных убивали. Нередко бывало, что полсотни тунгусов, атаковав четыре сотни монгольских татар, разбивали их наголову. После разгрома врага победители не брали никакого имущества».

Несмотря на воинственный характер и воинские умения, после долгого вооруженного сопротивления большая часть эвенков попала под управление монголов в 13 веке. Их воинские качества были высоко оценены Чингисханом, «который берег стрелков-эвенков, игравших важную роль в тактике «заманивания противника» и сооружении таранных машин для взятия крепостей». Эвенки приняли участие в военном походе на запад, дойдя с Чингисханом до Хорезма.

В первой трети 17 века империя Цин начала подчинять себе все окружающие родственные народы. И тут эвенки активно сопротивлялись, но были покорены. И опять их использовали в чужих военных походах.

К концу 17 века именно князь Гантимур вывел более 20 родов из-под цинского влияния. Эвенки этих родов приняли российское подданство. Через 20 лет в 1698 году при поддержке эвенков под началом Катаная - сына Гантимура - был заключён Нерчинский договор, распределивший границы между Россией и Цинским Китаем. Катаная в крещении звали Павел. «Главой конных тунгусов является князь Павел Петрович Гантимур, или по-тунгусски Катана Гантимур; он родом из округа Нючжу, теперь стар, а когда-то был тайшой и подданным китайского богдыхана. Когда же он попал к нему в немилость и был смещен, то подался с подчиненной ему ордой в Даурию, стал под покровительство их царских величеств и перешел в православие. Этот князь Павел Катана-хан, если потребуется, может привести в течение суток три тысячи конных тунгусов, хорошо экипированных, с добрыми конями и исправными луками. Все это здоровые и смелые люди».

Здоровыми и смелыми были не только эвенкийские мужчины. Есть в старых источниках описание случая, который автор назвал «диким». Речь шла о родах на льду реки в 35-градусный мороз. Женщина рожала без всякой помощи. Прежде чем потерять силы, она обмыла новорожденного снегом, перерезала пуповину и перевязала пупок. Затем завернула младенца в шкурку и положила его в люльку. Сесть на оленя после этого она не смогла, но от помощи отказалась и остальные уехали без нее. Однако довольно скоро она догнала своих в месте ночлега, устроила себе место ночевки, расседлала оленей и приготовила еду.

Мы привели это единичное описание, как пример стойкости, здоровья и приспособленности эвенкийских женщин. Что же касается того, что никто не помогал ей во время родов и после них - это не было показателем отношения остальных ни к рождению ребенка в частности, ни к взаимопомощи в целом.

Более поздние и обширные исследования рассказывают, что поддержка друг друга была обязательной в жизни эвенков. Семьи были равноправными, разводы редкими. Семейные отношения больше тяготели к матриархальным.

Браки внутри рода были категорически запрещены. «Заключение брака между людьми одного рода было возможным при соблюдении условия «седьмого колена». Жён добывали на войне, которую зачастую затевали специально для этого. Добрачные половые отношения не осуждали, даже добрачная беременность не являлась препятствием для последующего выхода замуж. Рождение детей было основным смыслом создания семьи, многодетность – счастьем, бездетность - большим несчастьем.

«На беременную накладывалось много ограничений, чтобы уберечь её и будущего ребёнка. Ей запрещалось есть мясо с головы и шеи медведя, чтобы роды не были тяжёлыми. Нельзя было наступать на нож или топор, трогать подвесной крюк для котла - ребёнок станет дураком, перешагивать через верёвки - ребёнок запутается в пуповине.  … Роды проходили в специально построенном чуме. Вещи и одежду роженицы потом нужно было оставить в глухих местах тайги. Через трое суток после рождения устраивали праздник. Главным был обряд «очищения» матери и ребёнка. Ребёнка пропускали через небольшой расщеп на стволике тонкого деревца. Со стороны выхода около расщепа устраивался дымокур из багульника. Просовывая ребёнка через расщеп, приговаривали: «Вся грязь осталась позади». Мать также «очищалась» дымом багульника. С этого времени она возвращалась к обычной работе в стойбище».

Детей не принято было ругать, наказывать и бить. Зато принято было растить свободными, самостоятельными и с самого малолетства приспособленными к условиям кочевой жизни,  полноценными помощниками взрослых.