// Многонациональная Россия

Караимы

Караимы
Численность народа: 500

Они пришли в Крым из Вавилона, пройдя Египет, Испанию, Византию. Пришли и принесли свою веру. Караимы.

Слово "караим" появилось в 9 веке и использовалось для обозначения религиозной группы внутри иудаизма. Сама группа отделилась от иудаизма примерно в 8 веке в Вавилоне. Распространение караимизма охватило большие территории. В период формирования в общину принимали приверженцев других религиозных течений, как, например, исовитов - иудеев, которые частично признавали законы ислама. В Египте караимы участвовали в походах первых фараонов. В Палестине успели, по историческим преданиям, «переругаться с фарисеями, заступаясь за Иисуса. И, в конце концов, остались при своем особом мнении, признав Христа и Мохаммеда пророками, а священной книгой Ветхого Завета — Тору».

Учение караимов базируется на признании текста только Письменной Торы – Танаха и только буквального понимания текста священного Писания. Они выступили против Устной Торы и традиции, передаваемой мудрецами. Если говорить проще, то основой религии караимов оставался Ветхий завет, а остальных иудеев – Новый. Разногласия зашли так далеко, что современные еврейские источники подчеркивают: «…учение караимов не является иудаизмом, а сегодняшние караимы не являются евреями, как с генетической точки зрения, так и с точки зрения установленного еврейского закона».

Сами караимы везде, где бы они ни жили, продолжали считать себя евреями, и только крымские постепенно начали осознавать себя отдельным народом.

Что касается генетики, что тут нет единой версии, их несколько. Одна из них даже роднит эту необычную нацию со славянским племенем древлян. Но самые известные версии – еврейская и хазарская. Еврейская считает, что основой современной крымской общины стали жившие на территории полуострова евреи, исповедовавшие иудаизм караимского толка. Хазарская гласит, что крымские караимы – прямые потомки хазар, поменявших веру на иудаизм. «Антропологи находят генетическое сходство караимов с чувашами и через них – с хазарами. Кроме этого, было выявлено генетическое сходство между караимами и восточными евреями». Как водится, истина окажется где-то посередине: народ появился в результате смешения и ассимиляции пришлых евреев-караимов и хазаро-болгарского населения полуострова. "Ядром" народа со временем стали не семиты, а местные тюрки. Говорить крымские караимы стали также на тюркском языке, хотя  вплоть до начала 20 века иврит сохранялся в качестве языка богослужения, деловой переписки, поэзии, научных и религиозных трактатов.

Сегодня караимы считаются одной из коренных национальностей Крыма, поскольку этот народ сформировался на его территории.

Переселившись в Крым, караимы избирают местом жительства  Солхат (ныне – Старый Крым), бывший тогда столицей Крымского ханства и Чуфут-Кале ("Еврейская крепость") неподалеку от Бахчисарая. В меньшем количестве присутствовали  в Кафе (Феодосия), Карасубазаре (Белогорск), Мангупе, Гёзлёве (Евпатория). В 19 веке население Чуфут-Кале состояло почти исключительно из караимов.

Но в конце  14 века сюда добирается литовский князь Витовт. Разбив крымского хана, князь угоняет пленников, среди которых было около 400 караимских семей. Пленные были поселены в Троках (Тракай), в Луцке, Галиче. Позднее стали расселяться по другим городам Литвы, Польши.

В конце 18 века Крым и Вильна вошли в состав Российской империи. Екатерина II освободила караимов от уплаты двойной подати, которой облагались евреи России, и разрешила приобретать земельную собственность. В 1863 караимы были полностью уравнены в правах с жителями России. На них не только не распространили "черту оседлости" и прочие ограничения, применявшиеся к евреям, а избавили даже от воинской повинности. «О воинских талантах караимов в России были наслышаны давно. Русским военным были хорошо известны лихие атаманы Запорожской Сечи, караимы Ильяш Караимович и Алар Минаше. За год до окончания XVIII века первые караимы сходили в поход с графом Суворовым. Правда, в 1827 году Николай Первый освободил караимов от обязательной воинской службы ввиду малочисленности нации. Но караимы шли служить добровольно».

Лучшее отношение к караимам по сравнению с евреями способствовало окончательному с ними размежеванию.

Жили караимы патриархально. Внутриобщинные нормы, существовавшие еще со средневековья, подразумевали беспрекословное подчинение женщины мужчине. Мужчины занимались обеспечением семьи, основными обязанностями женщин являлись воспитание детей и ведение хозяйства. Отдушиной для женщин были рукоделие и походы в баню. В обоих случаях они собирались компаниями и могли часами вести беседы.  У караимов очень жесткие законы ниды – даже на дверях караимских домов было две ручки: общая и отдельно для женщин в состоянии ритуальной нечистоты. Суббота считалась священным днем, нельзя было зажигать огонь, посещать любой другой дом, кроме кенасы, а также вступать в супружеские отношения.

Молились мужчины и женщины отдельно. Синагоги свои называли «кенаса» или «кенасса», алтарь  - «гехал»,  раввина – «хахам», кантора – «хазан». Входили в храм босиком.  На богослужения посторонних не пускали.

Во время службы прихожане сидят на скамейках. «По окончании встают и, не отрывая глаз от алтаря, солидно и степенно пятятся спиной к выходу. По-другому выйти из кенасы нельзя, ведь по караимским верованиям запрещается становиться спиной к алтарю!»

«Когда-то кенас по всему Крыму было довольно много. Сейчас они остались только в Бахчисарае, Евпатории и Симферополе. Примечательно, что в религии караимов многое сохранилось от язычества. Например, они почитают вековые дубы Иосафатовой долины, что близ крепости. Здесь находится родовое кладбище караимов Балта-Тиймез. Топоним переводится как «топор не коснется»: дубы, растущие в долине, считаются священными, рубить их запрещено».

Типичны для кладбища надгробные плиты в форме седла. Надписи на надгробиях, как уже говорилось выше, преимущественно на иврите. «Намогильные памятники – интереснейшее собрание каллиграфически исполненных эпитафий и орнаментов. Они несли не только декоративный, но и глубокий символический смысл». Например, солярный знак, древний символ солнца - одна или несколько окружностей, вписанных друг в друга. Или 3 - 5 окружностей как символ благополучного исхода. Изображали часто на надгробиях кипарис – дерево печали, величия и, конечно, шестиконечную звезду – символ изобилия, красоты, любви. «… многогранники в окружности – универсальная схема, подчеркивает единство разных сфер бытия; многолепестковые розетки, вписанные в круг – эмблемы солнца – пожелание добра, удачи, благоденствия; ломаные линии, плетёнки, звезды в окружностях, мелкие цветы».



"Как пришел во плоти, так придется и уйти"

Следуя пословице, хоронили караимы в простом деревянном гробу, ценностей «с собой» не клали. Могилы ориентировали с севера на юг. На поминках мужчины и женщины сидели тоже отдельно. Обязательные поминальные блюда: печеные яйца с перцем, пирожки с сыром, изюм, водка. На самих поминках подавали черную горьковатую кара-халву, на сороковой день - сладковатую хазарскую халву утешения, а при выходе из траура, через 11 месяцев, и на праздники - белую сладкую ак-халву.

Повседневной пищей были баранина, катык и тесто в разных видах. Караимская кухня в целом славилась отменным качеством и вкусом: пача - сваренные с приправой мелко нарубленные бараньи ножки; ченгэчик - сваренная и высушенная баранья челюсть с языком; кой-башчик - вареная баранья голова. Такие блюда подавались сначала почетному гостю и главе рода. Мясо обычно запекали или жарили в тесте. Готовили на бараньем жиру, позже на топленом масле. С мясом готовили овощи. Любили делать к мясу разнообразные соусы: из яблок, айвы, сливы. Пирожки делали с мясом, сыром, вишней, сливой, шелковицей, сладости - только на меду.

Были и «кочевые» продукты. Какач, например. Когда сырую баранью ногу привязывали к седлу, и вялили мясо на солнце и ветру. Если бараньи ножки и язычки вялили на воздухе в тени, получали совсем другое блюдо. Еще сушили на воздухе пласты вареного мяса козленка.

Ряд ограничений в еде накладывала религия. Согласно предписаниям Ветхого Завета, не ели свинину, «животных, у которых копыта раздвоены, но нет глубокого разреза, и которые не жуют жвачки, все четвероногие, которые ходят на лапах, зайцы, верблюды, животные без перьев и чешуи, пресмыкающиеся, многочисленные породы птиц, например страусы и цапли, и др.»

Хозяйки стремились угостить побольше гостей. Считалось, что это приносит счастье. Как утверждают знатоки, караимская кухня прошла испытание веками, а ее отдельные блюда можно попробовать в Крыму и сегодня.

«Ты хан, я хан, и некому дать сена коням».

Так звучит еще одна из караимских поговорок. На самом деле караимы много и плодотворно трудились, а коней любили. Традиционно вели сезонный образ жизни. Со стадами кочевали по степи и в горах. Или отправлялись с сады и на виноградники. «В ярлыках крымских ханов содержатся сведения, позволяющие утверждать, что уже в средневековье многие караимы занимались разведением садов». Осенью возвращались домой, занимались ремеслом. Наиболее распространенным в караимских общинах Крыма было крупное и мелкое скотоводство, и отрасли с ним связанные – кожевенное ремесло и торговля. Помимо кожевенного  ремесла, искусны были в ювелирном деле, как каменщики и оружейники. Профессии закреплялись в фамилиях: чабан, пчеловод, охотник, садовод, ловец диких зверей и другие. В России караимы считались одними из лучших садоводов, неоднократно получали награды на российских выставках. Были земледельцами, владевшими табачными плантациями и соляными копями.  Виноделие, пчеловодство и соляной промысел, приносили немалые доходы.

В XIX веке широкое распространение получает табаководство. Караимы еще со времен Крымского ханства считались тонкими знатоками и ценителями хороших сортов. И во второй половине 19 века Вениамин Стамболи открывает в Феодосии первую табачную фабрику. Несмотря на то, что «Стамболи» буквально переводится как «приехавший из Стамбула», основатель фабрики был крымским караимом. Деньги на развитие табачного производства шли от удачного соляного промысла. Но табачное дело стало постепенно самым главным для семьи.

Дача табачника Стамболи до сих пор стоит в Феодосии.

Пока Стамболи «орудовал» в Феодосии, караимы Абрам Зурна, Самуил Габай и Абрам Капон в 1861 году основали первую табачную фабрику в Москве. К началу XX века 2/3 всей табачной промышленности России контролировали исключительно караимские семьи. За 30 лет московская табачная фабрика разрослась, приобрела торговый дом и в 1891 году стала известной «Явой».

В предпоследний год 19 века еще один караим решил, что Москве одной «Явы» мало. И основал «Дукат». Основатель «Дуката» Илья Пигит увековечен Булгаковым в «Мастере и Маргарите» под фамилией Эльпит. Пигит-Эльпит владел домом, известным сегодня как дом Булгакова. «Говорят, домовладельцем он был довольно либеральным — даже злостных неплательщиков не выгонял до последнего. Зная о том, дом облюбовала московская богема. Здесь стрелялся Рябушинский — к счастью, выжил. Здесь Есенин нашел Айседору. Здесь жили Кончаловский, Суриков и Лентулов».