// Многонациональная Россия

Ногайцы

Ногайцы
Численность народа: 109042

«Живут те люди ближе всего к Казанскому ханству на реках Волга и Яик. Их Орда состоит из трех орд — Шарай, Яик, Камма. Они свободный и жестокий народ, не знающий закона и отдающий превосходство сильным. Главным над ними есть Казлимурза, однако они его слушают не всегда. Они не земледельцы, а их богатство измеряется количеством скота. У человека может быть несколько сот овец, несколько десятков коней и около десятка верблюдов. Они пьют кобылье молоко и едят мясо коней и баранов. Они постоянно перемещаются и не имеют постоянных жилищ; воюют против Москвы, а когда бывают разбиты и их имущество забирают московиты, среди них начинается большой голод. Они не используют монеты и обменивают на разные вещи рабов и скот»

«Земли их находятся на восток от Волги до реки Яик, также они живут и на другой стороне Волги до рек Нипер (Днепр) и Танаис (Дон). Они могут собрать 50 тыс. всадников. Мусульмане, но не знают законов и не соблюдают их. Они едят мясо и пьют кумыс. Люди перемещаются с места на место и когда останавливаются, то ограждают себя и скот от черкесов и крымцев, а также хищников. Останавливаются лагерем они обычно на берегах рек. У них множество скота, монет нет, и они ведут торговлю, меняя скот на ткани и безделушки. Кроме того, торгуют рабами и маслом. Они схожи с монголами и некрасивы»

«Земля на левом берегу Волги — от Камы до Астрахани и по побережью Каспийского моря до татар-туркменов — называется Мангат и принадлежит этому народу. В 1558 г. эти земли охватил мор и умерло 100 тыс. человек. Русские воюют с ними. Их возглавлял мурза, и они состоят из орд, каждую из которых возглавлял свой мурза. У них нет городов и домов, живут они в полях. Во время кочевок их жилище палатки на возах. Они мусульмане и у них по четыре-пять жен. Народ они мятежный и склонны к убийствам. Монеты они не употребляют и меняют скот на одежду. Они едят мясо и пьют кумыс, которым напиваются допьяна. Они опытные в военном деле и презирают крепости»

Примерно так в 17 веке описывали ногайцев итальянцы, голландцы и англичане. Первые же сведения о ногайцах относятся к концу 15 века - в русских летописях и посольских книгах 1479, 1481 и 1486 годов. В начале 16 века они упоминаются в грамотах крымских ханов и сановников государям Польши и Руси.

Считается, что формирование этноса началось в 6 веке и исследователи выделяют в этом процессе 5 этапов:

  1. 6-8 века. Этот этап связан с тюркскими племенами;

  2. 9-11 века – печенежский этап;

  3. 11-13 века – кипчакский этап;

  4. 12-15 века – золотоордынский этап;

  5. 14-17 века – ногайский этап.

Завершилось становление ногайцев в 17 веке и было связано с формированием Ногайской Орды как самостоятельного государства. По ногайским народным преданиям, их предками являлись кипчаки, а также пришедшие из Центральной Азии мангыты и найманы, которые в конце 14 века образовали государство Мангытский юрт, ставший позднее Ногайской Ордой. Возникновение этнонима «ногайцы» связывают с именем золотоордынского эмира Ногая.

После распада Ногайской Орды отдельные группы ногайцев переселились на территорию Казахстана, Среднего и Нижнего Поволжья, Северного Кавказа и Причерноморья. Часть ногайцев влилась в состав казахов, каракалпаков, башкир, крымских и поволжско-приуральских татар, другая сохранила свой этноним и составила основу современного ногайского народа. Основным районом обитания ногайцев становятся северокавказские степи. В конце XVII в. значительная часть ногайцев с низовьев Терека и Сулака откочевала в Моздокскую степь, сформировав там в итоге группы северо-восточных ногайцев, известных под названием караногайцев. Среди других субэтнических групп выделяют ачику-лакских и кумских ногайцев в Ставрополье, кубанских в Карачаево-Черкессии и астраханских в Астраханской области.

«В свете антропологической характеристики ногайцев необходимо отметить их расовую неоднородность. Они принадлежат к южносибирской (туранской) переходной расе (промежуточной между европеоидной и монголоидной расами). При этом некоторые группы ногайцев вследствие сильного смешения с местными кавказскими народами включают в себя и чисто европеоидные типы (кубанские и кумские ногайцы)».

Наиболее древним занятиями ногайцев являлись охота и рыболовство. Позже традиционными стали кочевое и отгонное скотоводство (овцы, козы, крупный рогатый скот), коневодство, верблюдоводство. В меньшей степени они занимались земледелием, сея просо, овес, пшеницу. Разбивали бахчи и сады, разводили кур, гусей и уток. Из ремесел были развиты изготовление сукна, обработка кожи, овчины, дерева, производство войлока, из которого изготовлялись бурки, сапоги, головные уборы, ковры-арбабаши.

Характерный тип поселений для ногайцев - аулы. Аулом называли как кочевое поселение – яйлак, так и зимнее – къыслав, объединявшие от 10 до 200 семей. Четкой планировки в аулах не было. Юрты устанавливались на расстоянии 6-12 м друг от друга. Двери юрты были ориентированы на юг. В центре аула стояла юрта богача. Большие патриархальные семьи располагались обособленно, при этом в центре юрт родственников стояла юрта главы патриархальной семьи. Юрты были типичными для кочевых народов кибитками круглой формы. Они были двух типов: термэ - разборная и отав - неразборная, которая перевозилась на двухколесной арбе. Оседлые ногайцы жили в полуземлянках или домах с пологой двускатной крышей. В домах имелись кухни-сени и спальни. По мере женитьбы сыновей пристраивались новые комнаты. Для приготовления пищи и обогрева юрты в холодное время использовался открытый очаг, здесь же стоял треножник. В стационарных жилищах использовались пристенные камины.

До 19 века у ногайцев существовали 2 формы семьи: большая (патриархальная) и малая. Быт семьи был строго регламентирован и построен на нормах адата - обычного права и шариата - системы мусульманского права. Численность больших семей в конце 19 века доходила до 30-35 человек, количество поколений в семье – до четырех. Брак у ногайцев был экзогамным. Экзогамия распространялась на весь род до 6-го поколения. Существовало несколько форм заключения брака: колыбельное обручение, брак по сватовству, обменный брак и брак отработкой. Девушку могли и похитить, как правило, с ее согласия. Были браки сороратные, когда мужчина женился одновременно или последовательно на нескольких родных или двоюродных сестрах. Были браки левиратные, когда вдова была обязана вторично выйти замуж только за ближайших родственников своего умершего мужа, в первую очередь — за его братьев.

 



Как и у всех мусульманских народов, у ногайцев продолжали бытовать верования, обычаи и обряды, имеющие домонетеистское происхождение. В ногайском пантеоне множество духов с доисламскими корнями. «Это страшный демон Албаслы, вредящий главным образом роженицам и маленьким детям, дракон Аздаа, великан Деюв, игривая пара, прожорливые духи Елмауз и Обыр, многочисленные духи-хозяева различных мест (ер иеси, уьй иеси, сув иеси и т.д.). Но больше всего ногаец сталкивается с духами исламской мифологии — джиннами (иин)».

В представлении народа джинн небольшого роста, похож на человека, чаще встречается в облике женщины, очень редко мужчины. Джинны живут группами, ночью переходят с места на место. Во время этого передвижения нельзя пересекать им дорогу, ибо духи могут рассердиться и покалечить нарушителя. Люди, нарушившие покой джинов, могут подвергаться мести: у них отнимается язык, искривляется рот, появляется хромота. В народе широко было распространено мнение, что «йин» нападает на человека, когда он спит. Подобравшись к нему, дух наваливается на него и душит.

А еще, духи приходили к мужчинам в облике красивых женщины и вступали с ними в интимную связь. Гораздо реже духи приходили в образе мужчины к женщинам. От этой связи даже могли родиться дети.

Албаслы представляется женщиной с длинными волосами, отвислыми грудями, которые она, убегая, закидывает за спину. У нее были пятки, вывернутые в обратную сторону. У нее были длинные ногти на руках. Если человеку удавалось завладеть волосами ведьмы, то она служила людям, выполняя работу по дому и хозяйству.

«В прошлом одному человеку якобы удалось схватить Албаслы и отрезать ей косы. Отрезанные косы он положил между страницами Корана, откуда ведьма не могла их достать. Албаслы долгое время служила этому человеку. Однажды, когда взрослых не было дома, она попросила хозяйскую девочку достать ее косы из Корана. Ничего не подозревавшая девочка послушалась Албаслы и достала ее косы из Корана. Как только Албаслы заполучила свои косы, она бросила девочку в кипящий котел и сбежала». Люди опасались Албаслы, так как ведьма могла напасть на них или могла отворить калитку загона, чтобы скот разбрелся по степи. Чтобы напугать Албаслы, ее били кнутом и ругали матерными словами. Считалось, что она боится железа, особенно подковы. Говорили, что больнее всего ей было, когда в нее бросали ватой. Алабаслы можно было схватить, когда длинные волосы закрывали глаза демона. Но действовать нужно было крайне осторожно, иначе Албаслы могла защекотать своими длинными ногтями до смерти.

Джинны и демоны, вообще, всячески вредили людям, вызывая болезни и смерть. Священнослужители практиковали обряды, аналогичные экзорцизму. Йинли молла – «мулла, имеющий джиннов» - отчитывал больного молитвами, выписывал амулеты, занимался ворожбой на бобах и разноцветных камешках, «с целью открытия пропавших и уворованных вещей». Сами муллы всегда подчеркивали, что излечение происходит их мольбами и заклинаниями только с позволения Аллаха.

Обряды и ритуалы сопровождают ногайцев с самого рождения. Например, до 40 дня тело новорожденного считается «сырым». Чтобы оно стало «твердым», родители каждый день купают младенцев в соленой воде. Накануне заветной 40-дневной даты дедушки со стороны матери состригают малышам волосы. Ногайцы верят: если их не сбрить, ребенок будет постоянно болеть, у него будет дурной глаз, его проклятия будут сбываться. Волосы мальчика заворачивают в платочек или кусок ткани и привязывают к хвосту лошади - это сделает ребенка сильным, быстрым, выносливым как лошадь. Волосы девочки хранят дома в сундуке, чтобы она была хранительницей домашнего очага, трудолюбивой, хозяйственной.

К этому дню кроха должен успеть полежать в колыбели, затем его вытаскивают из пеленок и надевают на младенца рубашку. Рубашку шьют из нательной материнской рубахи и она играет роль амулета. Чтобы ребенок вырос честным, добрым и справедливым в один прекрасный день пекут три хлеба с отверстиями посередине. Два из них отдают детям, которых приглашают в гости. 

С младенца снимают рубашку, продевают ее через отверстие в хлебе, хлеб вешают на веревку и надевают на шею собаке. Собаку гоняют по улице и вместе с хлебом из ребенка уходят все плохие качества и черты.