Как и у всех мусульманских народов, у ногайцев продолжали бытовать верования, обычаи и обряды, имеющие домонетеистское происхождение. В ногайском пантеоне множество духов с доисламскими корнями. «Это страшный демон Албаслы, вредящий главным образом роженицам и маленьким детям, дракон Аздаа, великан Деюв, игривая пара, прожорливые духи Елмауз и Обыр, многочисленные духи-хозяева различных мест (ер иеси, уьй иеси, сув иеси и т.д.). Но больше всего ногаец сталкивается с духами исламской мифологии — джиннами (иин)».
В представлении народа джинн небольшого роста, похож на человека, чаще встречается в облике женщины, очень редко мужчины. Джинны живут группами, ночью переходят с места на место. Во время этого передвижения нельзя пересекать им дорогу, ибо духи могут рассердиться и покалечить нарушителя. Люди, нарушившие покой джинов, могут подвергаться мести: у них отнимается язык, искривляется рот, появляется хромота. В народе широко было распространено мнение, что «йин» нападает на человека, когда он спит. Подобравшись к нему, дух наваливается на него и душит.
А еще, духи приходили к мужчинам в облике красивых женщины и вступали с ними в интимную связь. Гораздо реже духи приходили в образе мужчины к женщинам. От этой связи даже могли родиться дети.
Албаслы представляется женщиной с длинными волосами, отвислыми грудями, которые она, убегая, закидывает за спину. У нее были пятки, вывернутые в обратную сторону. У нее были длинные ногти на руках. Если человеку удавалось завладеть волосами ведьмы, то она служила людям, выполняя работу по дому и хозяйству.
«В прошлом одному человеку якобы удалось схватить Албаслы и отрезать ей косы. Отрезанные косы он положил между страницами Корана, откуда ведьма не могла их достать. Албаслы долгое время служила этому человеку. Однажды, когда взрослых не было дома, она попросила хозяйскую девочку достать ее косы из Корана. Ничего не подозревавшая девочка послушалась Албаслы и достала ее косы из Корана. Как только Албаслы заполучила свои косы, она бросила девочку в кипящий котел и сбежала». Люди опасались Албаслы, так как ведьма могла напасть на них или могла отворить калитку загона, чтобы скот разбрелся по степи. Чтобы напугать Албаслы, ее били кнутом и ругали матерными словами. Считалось, что она боится железа, особенно подковы. Говорили, что больнее всего ей было, когда в нее бросали ватой. Алабаслы можно было схватить, когда длинные волосы закрывали глаза демона. Но действовать нужно было крайне осторожно, иначе Албаслы могла защекотать своими длинными ногтями до смерти.
Джинны и демоны, вообще, всячески вредили людям, вызывая болезни и смерть. Священнослужители практиковали обряды, аналогичные экзорцизму. Йинли молла – «мулла, имеющий джиннов» - отчитывал больного молитвами, выписывал амулеты, занимался ворожбой на бобах и разноцветных камешках, «с целью открытия пропавших и уворованных вещей». Сами муллы всегда подчеркивали, что излечение происходит их мольбами и заклинаниями только с позволения Аллаха.
Обряды и ритуалы сопровождают ногайцев с самого рождения. Например, до 40 дня тело новорожденного считается «сырым». Чтобы оно стало «твердым», родители каждый день купают младенцев в соленой воде. Накануне заветной 40-дневной даты дедушки со стороны матери состригают малышам волосы. Ногайцы верят: если их не сбрить, ребенок будет постоянно болеть, у него будет дурной глаз, его проклятия будут сбываться. Волосы мальчика заворачивают в платочек или кусок ткани и привязывают к хвосту лошади - это сделает ребенка сильным, быстрым, выносливым как лошадь. Волосы девочки хранят дома в сундуке, чтобы она была хранительницей домашнего очага, трудолюбивой, хозяйственной.
К этому дню кроха должен успеть полежать в колыбели, затем его вытаскивают из пеленок и надевают на младенца рубашку. Рубашку шьют из нательной материнской рубахи и она играет роль амулета. Чтобы ребенок вырос честным, добрым и справедливым в один прекрасный день пекут три хлеба с отверстиями посередине. Два из них отдают детям, которых приглашают в гости.
С младенца снимают рубашку, продевают ее через отверстие в хлебе, хлеб вешают на веревку и надевают на шею собаке. Собаку гоняют по улице и вместе с хлебом из ребенка уходят все плохие качества и черты.