// Многонациональная Россия

Хакасы

Хакасы
Численность народа: 72959

Пайса, Кине, Сандыр, Миике, Орамай, Поот. В эти хакасские имена трансформировались русские Василий, Геннадий, Александр, Дмитрий, Роман, Петр.

Хакасская система личных имен насчитывает несколько тысяч единиц. Имя хакасы могли образовать от любого слова. А вот называть ребенка именем умершего родственника было совсем не принято. Гораздо правильнее было напутствовать младенца, придумав ему составное имя со словами «царь», «богатый», «судья» и пр. Но не всегда. Если детей больше не хотели, а тут вдруг опять кто-то народился, спокойно могли назвать его Артик, то есть лишний. Если же в семье дети умирали часто, то новых, защищая их от нечистых сил, обзывали задницами или лягушками: Кютен или Пага. Девочек могли назвать  сыром - Пызылах, ячменем - Коче, сережкой - Ызырға, наперстком – Хурчу. Мальчиков - ружьями, курительными трубками, имеющими ножи: Мылтых, Ханза, Пычахтағ. «Вероятно, наиболее древними надо считать имена, связанные с названиями окружающего мира. Например: Саасхан — «сорока», Хулун — «жеребёнок»,Хозан — «заяц», Порчо — «цветок», Сарғай — «сарана», Нымырт — «черемуха» и т. д.» У хакасских имен нет резких различий между мужскими и женскими. Многие из них применяются как для женщин, так и для мужчин. Например: Алтай, Арамзар, Наран. Список распространенных имен продолжался совершенно чудесными:

«Айа — ладонь

Айалтын — золотая рука

Айан — путешествие

Айас — ясное небо

Алджыбай — любитель ходить в гости

Алас — дятел

Кюске — кошка

Тюлгю — лиса

Чабалка — старенькая (ж.)

Чабас — спокойный

Чайах — «леточко» (ум. от «лето»)

Чалбах — широкая

Чама — горный чеснок

Чаджах — старшая сестрёнка (ж.)

Чиис — пища

Чибек — шёлковая (ж.)

Чола — попути

Чолбанах — полозья нарт

Чоон Хыс — толстая девочка (ж.)

Чортах — беглец

Чохырай — пёстрая (ж.)

Чудан — худой

Чухул — неудобный

Чынма — козерог

Ызыгас — синица (ж.)

Ызырга — серьга (ж.)»

К именам взрослых добавляли «дядя» - «абаа» или «старшая сестра» - «пиче». Когда начали использовать отчества, то в хакасском варианте произнесения ставили их перед именем. В последнее время под влиянием русской культуры к именам девочек стали добавлять окончания женского рода. «Основной состав имён представляют общетюркские антропонимы, имеющие аналогии среди многих народов Саяно-Алтая и Средней Азии. Встречаются также имена монгольского, арабского и персидского происхождения».

Предками хакасов считают енисейских кыргызов. Впервые енисейских кыргызов упоминают китайцы. Сым Цянь в «Исторических записках» в 201 году до нашей эры писал о их подчинении китайскому хунну. После прихода на территорию Саяно-Алтая этнических групп тюркоязычных гянь-гуней и хуннов из Центральной Азии и происходит смешение с «сибирско-скифским» населением тагарской культуры. «Этнические процессы в таштыкский период (I в до н.э. - V в н.э.) привели к сложению древнекыргызского этноса. Современные хакасы унаследовали в значительной степени антропологические черты тагарцев и таштыкцев».

Дальше исследователи отмечают 2 этапа формирования хакасского этноса. В 6-8 веках – это был еще кыргызский период – сформировалось кыргызское государство. «В это время происходит формирование особенностей хакаской культуры, языка и современного антропологического типа. Следующий этап (XIV-XVIII вв.) - время сложения и развития этнополитического объединения, известного по концепции В.Я. Бутанаева как «Хонгорай», ставшего основой для хакасского  народа».

В Хонгорай входили 4 улуса, объединенные по родоплеменному принципу: Алтырское, Алтысарское, Езерское, Тубинское. Между ними не было резких различий и противоречий, что способствовало «процессу сложения местного населения в единый этнос». С 1667 года государство Хонгорай находилось в вассальной зависимости от Джунгарского ханства. Когда в самом начале 18 века большая часть его населения была принудительно переселена в Джунгарию, оставшаяся часть решила присоединиться к России «и положила начало новому «российскому» этапу этногенеза (XVIII-XIX вв.), который характеризуется процессом консолидации населения прежних кыргызских улусов и их кыштымских (зависимых, вассальных) урочищ". Кстати, один из исследователей истории Сибири указывал на то, что именно кыштымы еще в 17 веке сыграли самую важную роль в формировании хакасского этноса, ибо собственно кыргызов на территории «Киргизской землицы» было гораздо меньше, чем их таежных вассалов.

Принято считать, что в начале 19 века завершается процесс формирования этноса. К этому времени хакасы подразделялись на шесть субэтнических групп, которые принадлежали к четырем  Степным думам, названным по именам самых крупных родов. «На северо-западе Хакасии, в долине рек Июсов и Чулыма сформировалось племя кызыльцев. Низовье Абакана и вся левобережная долина Среднего Енисея являлись территорией проживания качинцев. На правом берегу Енисея и междуречье Абакана и Енисея проживали койбалы. Южная Хакасия являлась территорией проживания сагайцев (вместе со слившимися с ними бельтырами и бирюсинцами - южными шорцами)».

В Российской империи хакасы были известны как минусинские, ачинские, абаканские татары. Термин хакас для обозначения коренных жителей Среднего Енисея был принят в 1918 году. В 1923 году был образован Хакасский национальный уезд, с 1925 года - национальный округ, с 1930 года - автономная область в составе Западно-Сибирского (позже Красноярского) края, в 1991 году преобразованная в Республику Хакасия в составе РФ.

 




Раньше все время было лето. Но владыке Нижнего мира Эрлик-хану не понравился такой порядок вещей, и он сотворил Плеяды. От них на Земле распространился зверский холод. Главный бог Худай не мог позволить Эрлику такое самоуправство. Он позвал коня и попросил его разбить Плеяды копытом, чтобы они провались под землю к своему создателю и там остались. Стоящая неподалеку корова предложила свою помощь, дескать, она гораздо массивнее коня. Корова ударила со всей мочи, и источник адского холода разбился на семь частей. Чрез прорезь коровьего копыта они взметнулись к небу и там и остались в виде созвездия. Летом это созвездие навещает подземный мир где им любуются души умерших.

Это хакасская легенда. Однако, сказка не мешала народу реально ориентироваться в звездах и созвездиях и использовать эти знания. Они знали, например, что если Луна «покрыла» Плеяды, то будет холодный год, если же прошла рядом, то год будет теплым и урожайным.

Если ночью Млечный путь был виден ярко, то наутро обычно выпадал иней.  Одним из хакасских названий Млечного пути  было «Хыро чолы» – «Дорога инея».

Хорошо известны людям были и другие наблюдаемые созвездия и звезды: Кассиопеи, Большая Медведица, Малая Медведица, Близнецов, Гончих псов, Альдебаран, Пегас, Полярная звезда, Сириус, Бетельгейзе, Ригель, Арктур…

«Традиционные астрономические знания были обусловлены самой системой жизнеобеспечения людей. Это, главным образом, определялось необходимостью ориентации по небесным светилам в пространстве и времени, в координации хозяйственной и иной деятельности. Так, на таежных промыслах и при перекочевках требовались навыки ориентирования по «небесной карте».
 Подобные способы ориентации и маркирования пространства отразились в обозначении отдельных сторон света у хакасов. Например, одним из названий востока у них было «тигiр алны» (букв. ‘перед неба’), а запада – «тигiр соо» (букв. ‘зад неба’)».

Следует заметить, что астрономические и метеорологические познания были актуальны всех формах хозяйствования хакасов. Они испокон веку занимались скотоводством, как кочевым, так и полукочевым. Хакасы называли себя «трехстадным» народом, потому что разводили лошадей, овец и крупный рогатый скот. «В хакасском языке имеется до 90 названий различных оттенков масти лошади, что говорит о древности коневодства».  Лошади были степной киргизской породы. Они способны пастись круглогодично, как северные олени, добывая корм из-под глубокого снега. «Несмотря на большую выносливость, в весенний период скот страдал от истощения, и у хакасов существовал обычай, предписывавший каждому, встретившему обессилевшую лошадь, помочь ей встать и дать корм».

Примерно таким же образом кормились отары овец, которых односельчане пасли по очереди. А вот крупный рогатый скот на зиму загоняли в теплый хлев.

Сугубо мужским занятием была охота. Собирались артелями по 5-6 человек и ходили на соболей, белок и выдру. Из «непушного»  зверя брали медведей, маралов, кабаргу. В тайге нельзя было сильно радоваться удаче, как и жаловаться на свою участь, при этом каждый убитый соболь торжественно отмечался всей артелью. Не удивительно, с учетом того, что один соболь по цене был равен ста белкам.

Женщины в тайге занимались собирательством.  Весной собирали сарану и кандык. Клубни сараны использовали как гарнир. Мясо, приправленное луковицами сараны, легче усваивалось. Сарану использовали не только в пищу, особо ценилась она как целебное средство, поднимающее на ноги ослабленных после болезни. Луковицы, стебли, листья и цветы использовали в качестве лекарственного сырья. Соком заживляли раны. Измельченные и сваренные с мукой луковицы применяли для вскрытия нарывов. Сушеную сарану использовали как целебную добавку к мясным и рыбным блюдам.

Осенью женщины искали запасы в норках мелких грызунов, разрывая специальными приспособлениями их хранилища. «В одном таком хранилище можно было найти до 4 ведер съедобных кореньев или даже чистого зерна».

На сбор кедрового ореха отправлялись все вместе.

Хакасы, жившие на берегах рек и озер, занимались рыболовством. «В реках и озерах Хакасии водилось около 20 видов различных рыб. Среди них к ценным породам относились ленок, хариус, нельма, таимень. По главному руслу Енисея и Чулыма водились редкие рыбы – осетр (сарыф палых) и стерлядь (осхай)»