Раньше все время было лето. Но владыке Нижнего мира Эрлик-хану не понравился такой порядок вещей, и он сотворил Плеяды. От них на Земле распространился зверский холод. Главный бог Худай не мог позволить Эрлику такое самоуправство. Он позвал коня и попросил его разбить Плеяды копытом, чтобы они провались под землю к своему создателю и там остались. Стоящая неподалеку корова предложила свою помощь, дескать, она гораздо массивнее коня. Корова ударила со всей мочи, и источник адского холода разбился на семь частей. Чрез прорезь коровьего копыта они взметнулись к небу и там и остались в виде созвездия. Летом это созвездие навещает подземный мир где им любуются души умерших.
Это хакасская легенда. Однако, сказка не мешала народу реально ориентироваться в звездах и созвездиях и использовать эти знания. Они знали, например, что если Луна «покрыла» Плеяды, то будет холодный год, если же прошла рядом, то год будет теплым и урожайным.
Если ночью Млечный путь был виден ярко, то наутро обычно выпадал иней. Одним из хакасских названий Млечного пути было «Хыро чолы» – «Дорога инея».
Хорошо известны людям были и другие наблюдаемые созвездия и звезды: Кассиопеи, Большая Медведица, Малая Медведица, Близнецов, Гончих псов, Альдебаран, Пегас, Полярная звезда, Сириус, Бетельгейзе, Ригель, Арктур…
«Традиционные астрономические знания были обусловлены самой системой жизнеобеспечения людей. Это, главным образом, определялось необходимостью ориентации по небесным светилам в пространстве и времени, в координации хозяйственной и иной деятельности. Так, на таежных промыслах и при перекочевках требовались навыки ориентирования по «небесной карте».
Подобные способы ориентации и маркирования пространства отразились в обозначении отдельных сторон света у хакасов. Например, одним из названий востока у них было «тигiр алны» (букв. ‘перед неба’), а запада – «тигiр соо» (букв. ‘зад неба’)».
Следует заметить, что астрономические и метеорологические познания были актуальны всех формах хозяйствования хакасов. Они испокон веку занимались скотоводством, как кочевым, так и полукочевым. Хакасы называли себя «трехстадным» народом, потому что разводили лошадей, овец и крупный рогатый скот. «В хакасском языке имеется до 90 названий различных оттенков масти лошади, что говорит о древности коневодства». Лошади были степной киргизской породы. Они способны пастись круглогодично, как северные олени, добывая корм из-под глубокого снега. «Несмотря на большую выносливость, в весенний период скот страдал от истощения, и у хакасов существовал обычай, предписывавший каждому, встретившему обессилевшую лошадь, помочь ей встать и дать корм».
Примерно таким же образом кормились отары овец, которых односельчане пасли по очереди. А вот крупный рогатый скот на зиму загоняли в теплый хлев.
Сугубо мужским занятием была охота. Собирались артелями по 5-6 человек и ходили на соболей, белок и выдру. Из «непушного» зверя брали медведей, маралов, кабаргу. В тайге нельзя было сильно радоваться удаче, как и жаловаться на свою участь, при этом каждый убитый соболь торжественно отмечался всей артелью. Не удивительно, с учетом того, что один соболь по цене был равен ста белкам.
Женщины в тайге занимались собирательством. Весной собирали сарану и кандык. Клубни сараны использовали как гарнир. Мясо, приправленное луковицами сараны, легче усваивалось. Сарану использовали не только в пищу, особо ценилась она как целебное средство, поднимающее на ноги ослабленных после болезни. Луковицы, стебли, листья и цветы использовали в качестве лекарственного сырья. Соком заживляли раны. Измельченные и сваренные с мукой луковицы применяли для вскрытия нарывов. Сушеную сарану использовали как целебную добавку к мясным и рыбным блюдам.
Осенью женщины искали запасы в норках мелких грызунов, разрывая специальными приспособлениями их хранилища. «В одном таком хранилище можно было найти до 4 ведер съедобных кореньев или даже чистого зерна».
На сбор кедрового ореха отправлялись все вместе.
Хакасы, жившие на берегах рек и озер, занимались рыболовством. «В реках и озерах Хакасии водилось около 20 видов различных рыб. Среди них к ценным породам относились ленок, хариус, нельма, таимень. По главному руслу Енисея и Чулыма водились редкие рыбы – осетр (сарыф палых) и стерлядь (осхай)»