Есть среди русского народа одна этноконфессиональная группа, с говорящим названием «семейские».
Конфессионально - это группа старообрядцев.
Этнически – бывшее население южно-великорусской области, в пределах более поздних Калужской, Орловской, Тульской и немножко Рязанской губерний, Дона. Жили там вплоть до "никонианских нововводств". Во время гонений при Алексее Михайловиче, оставшись приверженцами старой веры, уши в Речь Посполитую. «Там эти беженцы поселилась в северной части нынешней Черниговской губернии, — в Стародубье, и в соседнем крае Могилевской губернии — в Ветке».
Когда в начале царствования Екатерины II встал вопрос о заселении Сибири, большое число старообрядцев из этих земель, пригласили переселиться в Забайкалье. Помимо заселения Сибири, этим переселением Екатерина преследовала еще одну цель. Уже в первой половине 18 века Ветка представляла собой духовный центр старообрядчества, его метрополию и, разумеется, была необходимость «задушить цветущее сосредоточие старообрядства».
Тем не менее «хорошая мина при плохой игре» была выдержана и старообрядцы манифестом были приглашены вернуться. «Всем живущим за границею Российским раскольникам», говорилось в указе Сената от 14 декабря 1762 года «объявить, что им позволяется выходить и селиться особливыми слободами не только в Сибири, на Барабинской степи и других порожних и отдаленных местах, но и в Воронежской, Белогородской и Казанской губерниях …никому ни от кого никакого притеснения чинено не будет, а сверх того:
1) что … во всех до сего преступлениях … прощаются и отнюдь ничем истязаны не будут;
2) как в бритье бород, так и в ношении указанного платья никакого принуждения им чинено не будет;
3) дается каждому на волю, к помещикам ли своим кто идти поделает или государственными крестьянами или в купечество записаться, а против желания никто приневолен быть не имеет, и только должны они платить такой раскольнический оклад, какой и прочие здешние раскольники платят;
4) с начала выхода их раскольников при населении каждому дается от всяких податей и работ льготы на шесть лет …;
- о том по всем губерниям и воеводам указами из Сената накрепко подтверждено и повелено».
«Сего года пришли в Иркутск польские старообрядцы для поселения за Байкалом». Переселялись они не все разом, а разными партиями и в разное время, на протяжении целого ряда лет. А так как приходили целыми семьями по 15-20 человек, местные жители назвали их «семейские».
Прибыв на места поселения в Забайкалье, старообрядцы обустроились очень быстро. Колонисты, которые только недавно были переселены, уже через 3-4 года имели усадьбы - дома и надворные постройки. Частично такой успех был обусловлен общинной взаимовыручкой, сплоченностью переселенцев, частично их необыкновенным трудолюбием, частично государственной поддержкой. И хотя казне такая поддержка обходилась очень дорого, уже через 25 лет после переселения в Забайкалье опытные хлеборобы семейские обеспечили край товарным хлебом.
Сначала к пришлым «полякам» относились очень настороженно, даже враждебно: «... Исконные жители этих мест, буряты — степняки; давным-давно заняли лучшие земли под пастбища для своих многочисленных стад. Семейщина ... выходила на запашку бурятских земель вооруженными отрядами. С кровью и боем уступали буряты свои земли, …». Ситуацию усугублял старообрядческий запрет на общение с иноверцами.
Необходимость заставила семейских запретом частично пренебречь. Постепенно наладились добрососедские отношения и семейские разделили с бурятами тяготы существования и труда в плохо обжитом крае. «У многих семейских были свои... друзья-буряты, которые приезжали в гости к одной конкретной семье и в другие семьи никогда не заходили. Как правило, это были буряты, с которыми данная семья имела различные хозяйственные отношения (аренда земли, выпас скота, продажа зерна, покупка шерсти)».
Однако во многих аспектах семейские долго оставались ортодоксальными. Продолжали действовать запрет на передвижение, замкнутость религиозных взглядов. Те же приглашенные в гости буряты ели не за одним столом с хозяевами, а за отдельным и из посуды, которую каждая старообрядческая семья держала специально для них. «Буряты на это не обижаются, так как понимают, что за этим стоят религиозные убеждения семейских, а не личностное отношение».
Они хранили свои традиции, в основе которых осталась культура средневековой Руси и которые приросли «польскими» особенностями. Несмотря на некоторую изолированность, браки между родственниками у них были запрещены до 8-го колена. Не было кровосмешения. Естественный прирост населения у семейских был самым высоким в Забайкалье, женщины рожали от 10 до 24 детей. Вступали в браки и с бурятами, при этом старались обратить их в свою веру.
Постепенно и элементы бурятской культуры проникли в бытовую жизнь семейских. Свои дома, построенные в традиционном русском стиле, украшали невероятной резьбой с северными элементами.
В народном костюме России 17-18 веков стали использовать нарядные китайские ткани. «Органично вплелись в костюм мягкая кожаная и суконная бурятская обувь, для шитья зимней одежды использовались меха домашних и диких животных»
При всем этом старообрядцы сохранили многие памятники культуры и древнерусской письменности. Они поделились с книгохранилищами и музеями древними книгами, рукописями, предметами быта, старинной одеждой и уникальными иконами. Сохранили музыкальную традицию и необычную песенность. Их прикладное творчество не имеет аналогов сегодня. « Не зря культурное пространство и устное народное творчество семейских Забайкалья попали в список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО»