Численность народа: от 11 000 до 14 000
Все началось в Верхней Месопотамии примерно 8 тысяч лет назад. А может и раньше. Аккадцы, амореи, субареи – древние жители этих мест – приняли участие в формировании нового этноса – ассирийцев. Не так, чтобы взяли и начали осознанно формировать. А, как это бывало со всеми этносами, начали смешиваться, объединяться экономически, ментально, культурно и прочее. И в 1 тысячелетии до нашей эры государство под названием Ассирия со столицей в городе Ашшур уже делило всю Месопотамию с могущественной Вавилонией. В 8-7 веках до нашей эры Ассирия подчинила себе все крупные соседние государства и превратилась в первую мировую империю.
Закатным годом великого государства Ассирия называют 612 год до нашей эры. Но закатным для великого государства, а не для государственного сознания в целом. Ассирийцам удалось избежать судьбы многих покоренных народов, которые прекращали свое существование вместе с падением своего государства. Они сохранили многие свои поселения, жили обособленно, оберегая свои традиции и обычаи.
Упоминания о том, что ассирийцы не были уничтожены, встречаются у Диодора Сицилийского, у Геродота, Страбона и многих других древних авторов. Еще в парфянское время, в 3-2 веках до нашей эры жители города Ашшура — ассирийцы поклонялись своему богу и придерживались своих традиций. Есть упоминания об ассирийцах и в рассказах о походе римского императора Траяна (1 век нашей эры) против Парфянского царства. Полагают, что он использовал их как наемников в своих войсках.
«Исследователи относят древнее население Верхней Месопотамии к арменоидному типу европеоидной расы. Это были люди со светлой кожей, тёмными глазами, сильно выступающим носом, плоским затылком, тёмными волосами». А вот ассирийцы большей частью уже являлись носителями семитского типа: «“По физич. типу айсоры — типичные семиты. У нихъ находятъ большое сходство съ кавказскими евреями ахалцыхской группы”
Именем «айсоры» ассирийцев назвали армяне. Сами себя они называли сирийцами, «а айсоры католики - халдеями». Тут важно заметить, что вероисповедание считается очень значимым фактором в формировании этноса таким, как мы видим его сегодня. Есть даже следующая формулировка: «Непосредственными предками современных ассирийцев являются древние ассирийцы и жители Месопотамии, принявшие в 1 веке христианство».
Постепенно население бывшей Ассирийской державы смешалось с племенами арамеев и халдеев, попало под силовое влияние курдов. Начиная с 7 века нашей эры, ассирийцы проживали на территории арабского халифата, в Османской империи и Персии. Во времена многочисленных османских войн и столкновений ассирийцев безжалостно истребляли, так как турки нередко “прикрывались” ими, выставляя в качестве «своих» воинов. Но этим «свойскость» ассирийцев и ограничивалась, иных прав, равных с турками, у них не было.
Русско-персидская война 1826 - 1828 годов. Ассирийцы оказывали серьезную помощь русской армии, особенно в качестве проводников. За это русское правительство разрешило «ста дымам» ассирийцев переселиться в пределы Закавказья. Туркманчайский мирный договор закреплял за христианским населением Персии право переселиться в российскую Армению. Многие так и сделали. Тогда в Армении вблизи Эриваня образовалась несколько ассирийских селений: Койласар, Двин, Арзни, Шагрияр. Примерно в 1870-75 годах в селе Койласар открылась первая ассирийская школа. И в это же время в русском этнографическом журнале появляется первый очерк о российских ассирийцах, написанный ассирийским просветителем Павлом Эйвазовым: «Айсоры села Койласар», и очерк армянского исследователя Лалаяна «Айсоры Ванского вилайета». Тогда же появился краткий «Айсорско-русский словарь». К этому времени в результате русско-турецкой войны 1877-78 годов под крышу России пришла еще одна волна ассирийских беженцев. В 1914 году ассирийские диаспоры были во многих городах России, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. Многие ассирийцы получали местное образование, становились российскими подданными.
Традиционно светскими руководителями ассирийцев были князья - малики. В выборах маликов принимала участие только знать. Утверждал князя в его праве патриарх: «Мы одобряем, избираем его и делаем маликом для нас, будьте послушны ему». У маликов была большая власть и большая ответственность. Они отвечали за порядок в своих землях, за их безопасность внутреннюю и внешнюю, за сбор налогов и податей. Как правило, у ассирийских маликов были большие наделы земли, пастбища в горах, много скота. Для охраны стад и обработки земли малик использовал своих родственников и нанимал соплеменников — бедняков. Словом, у себя в округе они были полновластными феодалами. Этот строй с пережитками родоплеменных отношений сохранялся у ассирийцев, живших в Иране и Турции, вплоть до первой мировой войны.
Первая мировая война для ассирийцев кончилась османским геноцидом. «Дома» было уничтожено около 750 тысяч айсоров. В советской России к 1918 году оказалось около 30 тысяч новых ассирийцев, часто без документов. Те, кто пришли первой волной и осели в Закавказье, тоже вынуждены были сниматься с мест, потому что воевавшая с Россией Турция практически заняла Закавказье, которую уже не охраняла русская армия, а советская была занята на других территориях. «… они двинулись в Тифлис - центр тогдашнего Закавказья. Там ещё существовало некое подобие власти. Город был переполнен беженцами, главным образом ассирийцами из Турции и Ирана, там существовал Комитет беженцев. Один из лидеров беженцев Иванов Иван Иосифович, выхлопотал транспорт для переезда на Кубань. Наши беженцы добрались до Поти, а оттуда пароходом - до Туапсе». В итоге, практически до 20 годов большое количество ассирийцев жило на юге России в лагерях беженцев. После чего расселились по России, включая Москву, Ленинград, Киев, Воронеж, Свердловск, Ростов, Оршу, Майкоп, Армавир.
В 1925 г. в Москве состоялся Всесоюзный съезд ассирийцев.
После второй мировой войны передел мира шел по всему миру, простите за тавтологию. Россия, оккупировавшая часть Ирана еще в 1941 году, пыталась создать советскую автономию на этой территории. Не получилось, и в 1946 году войска были выведены из Ирана. Оставшиеся там ассирийцы подверглись геноциду аналогичному по силе турецкому и третьей волной эмигрировали на российские территории: «С 1937 по 1959 год численность ассирийцев в СССР выросла на 587,3 %»
В СССР тоже было не все гладко, но депортация - все же не убийство. Обвиненные в измене, шпионаже и вредительстве, в конце 40-х годов ассирийцы были высланы из Закавказья и Крыма в Сибирь.
Сейчас, по нашим данным, в России проживает 11 - 14 тысяч ассирийцев, по ассирийским – до 70 тысяч.