«Вспоминается 1931 год. Я нахожусь в самом северном селении нивхов материка — селении Коль. Охотники приехали с Охотского моря и привезли тюленей, которых добыли на плавающих по морю льдинах. Я наблюдал за тем, как старая нивхинка обрабатывала головы сивучей. Это была древняя традиция, от которой она не могла отступить. После того как она обнажила череп сивуча, она взяла крупную гальку с берега моря и стала проламывать ею кости. Железом это делать нельзя. Она сидела на корточках. Когда она проломала голову животного, вынула раздробленные косточки. Потом она запустила два пальца в голову сивуча сквозь отверстие, захватила немного сырого мозга, вытащила, и стала его есть. Это было видение из каменного века. Потом головы были сварены и объедены. Она понесла их к берегу моря и бросила в воду, чтобы звери снова воскресли и стали объектом новой охоты. Чтобы эти сивучи «не обижались», в их носовые отверстия воткнули белоснежные стружки, а морды обмазали кашей»
Пристальное изучение Сахалина началось примерно с середины 19 века. Тогда же началась и активная колонизация региона, щедрого на природные богатства. Для освоения края в конце 60-х годов на Сахалин нагнали каторжников, объявив остров официальным местом ссылки и каторги. Людей, подвергшихся административному наказанию, по окончании срока оставляли здесь же на поселении. Бывшие каторжане строили дома и выкорчевывали тайгу под земледелие. На освоенные территории подтянулись охотники, коммерсанты, рыбопромышленники, добытчики нефти и угля. С увеличением пришлого населения число аборигенов к концу века катастрофически сократилось. По статистике от 1889 года за 30 лет численность коренного населения на Сахалине сократилась от 3270 человек до 320.
Летом 1890 года на Сахалин с социологическим исследованием приехал Чехов. Он проводил перепись уголовников и знакомился с местным населением: «Гиляки принадлежат не к монгольскому и не к тунгусскому, а к какому-то неизвестному племени, которое, быть может, когда-то было могущественно и владело всей Азиею, теперь же доживает свои последние века на небольшом клочке земли в виде немногочисленного, но всё еще прекрасного и бодрого народа.
… У гиляка крепкое, коренастое сложение, он среднего, даже малого роста. Высокий рост стеснял бы его в тайге. Кости у него толсты и отличаются сильным развитием всех отростков, гребней и бугорков, к которым прикрепляются мышцы, а это заставляет предполагать крепкие, сильные мышцы и постоянную, напряженную борьбу с природой. Тело у него худощаво, жилисто, без жировой подкладки; полные и тучные гиляки не встречаются. Очевидно, весь жир расходуется на тепло, которого так много должно вырабатывать в себе тело сахалинца, чтобы возмещать потери, вызываемые низкою температурой и чрезмерною влажностью воздуха. Понятно, почему гиляк потребляет в пище так много жиров. Он ест жирную тюленину, лососей, осетровый и китовый жир, мясо с кровью, всё это в большом количестве, в сыром, сухом и часто мерзлом виде, и оттого, что он ест грубую пищу, места прикрепления жевательных мышц у него необыкновенно развиты и все зубы сильно пообтерлись.
Пища исключительно животная, и редко, лишь когда случается обедать дома или на пирушке, к мясу и рыбе прибавляются маньчжурский чеснок или ягоды. По свидетельству Невельского, гиляки считают большим грехом земледелие: кто начнет рыть землю или посадит что-нибудь, тот непременно умрет. Но хлеб, с которым их познакомили русские, едят они с удовольствием, как лакомство …»
Нивхи действительно были рыболовы и охотники на морских млекопитающих, и добыча составляла основу их рациона. Заканчивался рыболовный сезон, начинался охотничий. В пищу шло почти все, кожа шла на одежду. Рыбу и мясо заготавливали на зиму, вялили и замораживали. Что касается «маньчжурского чеснока (черемши) или ягод», то тут Антон Павлович немножко недоглядел. Собирательство у нивхов было тоже очень важным способом обеспечить себя пропитанием, растения и ягоды использовались постоянно. Например, просто рыба – основное блюдо, а рыба, смешанная с ягодами – десерт:
Е ОГР — отварные внутренности
Хорошо промытые сердца и желудки кеты варят 20-30 минут. Затем сливают отвар, промывают холодной водой, процеживают. Мелко нарезают с сырыми хрящами головными, добавляют рассол, нерпичий жир, черемшу и все перемешивают. Укладывают горкой и подают к столу;
МУВИ — толченая брусника с отварной рыбой
Бруснику толкут с отварной рыбой, добавляя нерпичий жир. Должна получиться однородная масса. Сахар добавляют по вкусу.
А есть еще среди традиционных блюд чудесный суп из икры - ЫГР ПЫНЬХ:
Рисовую крупу промывают в нескольких водах, закладывают как на суп и кипятят 15-20 мин. с нерпичьим салом. Затем кладут красную икру, доводят до кипения и снимают с огня. По вкусу добавляют черемшу.
Ну и, в качестве вишенки на торте, блюдо из главного врага наших огородников.
Е АГС — отварной борщевик сладкий.
Чищенные сушеные молодые стебли борщевика заливают на несколько часов холодной водой, затем варят до мягкости, после чего сливают воду, процеживают, добавляют соль, заливают нерпичьим жиром и тушат на слабом огне до готовности.
Муку и крупы нивхи покупали, делали из них лепешки и каши. Ели их, как и другие блюда, с рыбьим или нерпичьим жиром. До сих пор в рационе нивхов встречается вареный хлеб, когда пресную лепешку нарезают на тонкие полоски, полоски отваривают, остужают и подают к столу. В конце 19 века начали покупать и картофель.
Пережив зиму, нивхи спускали лодки и сплавлялись вниз по реке Тымь и устраивали праздник: обменивались подарками, играли на национальных инструментах, показывали мастерство в изготовлении поделок и в приготовлении национальных блюд. Молодые нивхи участвовали в спортивных состязаниях, девушки исполняли танец с веточками. Собственно, нужен был этот праздник для того, чтобы присмотреть невесту, не дать погаснуть очагу рода.
Вверили в загробную жизнь и, в отличие от других народов, кремировали умерших, таким образом обеспечивая душе легкий подъем в верхний мир. Умерших сжигали в лесу на костре, пепел собирали и укладывали в небольшом домике возле селения. Там же закапывали одежду, оружие и трубку покойного. Возле домика родственники совершали поминки, приносили трубку с табаком, чашку с напитком, плакали и причитали. Был также обряд символического погребения человека, тело которого не нашли: вместо тела хоронили большую, в размер человека, куклу из ветвей, травы, ее одевали в одежду умершего и закапывали в землю или сжигали, соблюдая все положенные обряды.