// Многонациональная Россия

Черкесогаи

Черкесогаи
Численность народа: 100 000

Черкесогаи - этническая группа армян, обосновавшаяся с 15 века на территории современного Краснодарского края и Республики Адыгея.

Но где Армения и где Адыгея? Как они оказались в Краснодарском крае?

Начать придется с 6 века до нашей эры, когда, по мнению специалистов, завершился процесс формирования собственно армянского народа. Формировался народ из протоармянского населения и лувийцев, хаттов, урартов, хурритов, населявших Армянское нагорье. Теперь опустим 17 веков интенсивных геополитических событий на этой территории.

Ко второй половине 11 века Армения утратила национальную государственность после завоевания Византией. Ее территория, видоизмененная относительно первоначальной, подверглась нашествию турок – сельджуков. Армянское население начало покидать родные земли. В Грузию, на Северный Кавказ и пр. Армянские торгово-ремесленные колонии в тот период сложились в Италии, в Крыму, Молдавии и других местах за пределами Византии. Но в 15 веке турки добрались до Крыма, и тут тоже началась массовая тюркизация и исламизация. Многие народы начали покидать и эту землю. Таким образом армяне оказались в Закубанье.

«… они приняли решительное намерение и, бросив свои жилища и имущество, бежали в Черкесию, знакомую им еще прежде по торговым сношениям. По прибытии в горы, черкесы приняли их ласково и дали у себя убежище, обещая защищать от всех стеснений ханских, и в знак дружбы молодым их пришельцам предложили в супружество своих дочерей. Армяне приняли это предложение, но с условием, чтобы жены и дети их исповедывали христианскую религию. Черкесы нисколько в том не противились своим гостям и уверяли даже их, что они останутся навсегда свободными в исповедании христианства и будут дела семейные и гражданские решать по своим обычаям. Убежденные в этом, крымские выходцы расселялись по аулам, женились на горских красавицах…»

Название черкесогаи сформировалось в процессе ассимиляции армянского этноса путем соединения названия «черкес» с самоназванием армян «хай». Известны другие наименования этноса: закубанские армяне; черкесские армяне; горские армяне; черкесармяне.

Прожив почти 300 лет в окружении черкеских/адыгских племен, армяне восприняли многие их черты и традиции. Армянская речь стала звучать почти по-адыгски, многие армянские имена были созвучны адыгским. Черкеские армяне усвоили базовые элементы культуры и одежды адыгов, общались на особом диалекте адыгского языка. Хозяйственный уклад и норма жизни также изменились, но историческая память и принадлежность к Армянской Апостольской Церкви позволяли местным армянам сохранять идентичность. К черкесогаям постепенно примыкали проживающие рядом греки и татары из Крыма, а также некоторые семьи из числа адыгов. Поселились черкесогаи в селах Гяур-Хабль, Егерухай, Хаджихабль, Эним, Шокон, Псехутг, Хатукай. Села Азатух и Бзатух были основаны ими в районе Геленджика. Но турки начинают исламизировать и адыгские племена. Кроме того, довольно часто происходят бытовые столкновения между адыгами и черкесскими армянами. Армяне принимают решение еще раз покинуть обжитые места.

Примерно в это время возникает первый российский документ о черкесских армянах. Армянский архиепископ Иосиф Аргутян пишет докладную Екатерине II в попытке организовать переселение черкесских армян в Российскую империю, как раз в связи с усилившимся в последней четверти 18 века влиянием османов на северо-западном Кавказе. Россию, в рамках ее политических и экономических интересов, такое переселение вполне устраивало. Переселением черкесских армян из горных районов Кавказа в российские границы Кубани царская Россия усиливала христианский фактор в условиях ожесточенной Кавказской войны.

В результате значительная часть черкесогаев переселилась на Закубанские территории. Постепенно к ним начали присоединяться армяне, остававшиеся в Крыму. Последние заселили город Нахичевань-на-Дону, при этом не хотели делить территорию с черкесскими армянами. Многочисленная группа горских армян образовали Армянский аул в устье реки Уруп, левого притока Кубани. В 1839 в новое поселение переехало 120 семей, через год их число возросло в 3,5 раза. К концу 40-х годов аул переименовывают в Армавирский, в честь древней столицы армян.

Здесь активно развивалась торговля, производство, культура, образование, быстро росла численность населения. В 1914 г. «Высочайше утверждённым положением Совета министров» село получило статус города под названием Армавир, который и по сей день является центром концентрации диаспоры. Переселение черкесских армян позволило избавиться от турецкого влияния и перебраться в более безопасные районы, но в христианской среде черкесогаи подверглись ассимиляции, чего не было в окружении адыгов.

Черкесогаи строили длинные дома, состоявшие из трех комнат. Дома эти были легкие, стены плетеные, обмазанные глиной и известью, крыши чаще были двускатные, крытые камышом и соломой, причем их края перекрывали боковые и торцовые стены так, что образовывали навес вокруг дома. Окон не было, свет проникал через дверь. Пол был обмазан глиной, перемешанной с навозом. Внутри дом делился на мужскую и женскую половины. В последней жили также дети. В центре средней комнаты помещался открытый очаг.

Двор был большой и делился на две части. Одна из них предназначалась для содержания скота. Во второй части двора, примыкавшей к женской половине дома, помещались амбары для хранения продуктов земледелия, пекарня и курятник. Здесь же отдельно строилась кухня. В глубине двора возводился отдельный небольшой однокомнатный дом, предназначенный для гостей.

Жили патриархальными семьями, где роль главы безоговорочно отдавалась мужчине. Он отвечал за безопасность, честь, достаток, благополучие близких, принимал важные общественные решения, его слово было законом. Женщина почиталась и уважалась мужем, детьми. Женщина была главной в доме, заправляла хозяйственными делами, занималась воспитанием детей. Правда, есть с мужчинами за общим столом женщинам запрещалось, но зато при женщине считалось неприличным сквернословить, бахвалиться подвигами, выяснять отношения, драться, курить. Ударить жену, нанести ей физическую или моральную обиду для горских армян считалось величайшим позором.

Особым уважением в семьях пользовались пожилые люди. Им отдавали лучшие места за столом, не садились раньше них, даже если занимали более высокое положение в обществе. За столом почести отдавались старшим хозяевам дома, несмотря на то, что фактически подготовкой приемов занимались невестки, а обеспечением семьи сыновья.

На сегодняшний день точная численность черкесогаев неизвестна, зато известно, что первый российский миллионер Артем Тарасов - черкесогай.