// Многонациональная Россия

Негидальцы

Негидальцы
Численность народа: 513

Негидальцы - малочисленный тунгусо-маньчжурский народ, живший ближе к устью Амгуни и в нижнем течении Амура. До начала 20 века негидальцы были известны русским под этнонимами гиляки, орочены, а в этнографической литературе впервые упоминаются под этнонимом «тунгусы».

Сами себя называли нгегида или нейдальцы, от эвенкийского «береговые», «крайние». А еще елкан бэйенин— «здешний» или амнун бэйенин — «амгуньский человек».

Амгуньские люди верили в единого Бога и поклонялись сэвэки (духам-хозяевам). Они, как и другие народа этого региона,  почитали Солнце и Луну. «Кормить» огонь было обязательным ритуалом. А еще сооружали в лесу родовые мольбища, украшая для этого лиственницы фигурками северных божеств.. Воспринимали окружающий мир негидальцы как место, населенное добрыми и злыми духами. Посредником между ними, конечно же, выступал шаман. Весной и осенью шаманы, совершали обряд очищения жилищ и людей. Каждый охотник имел при себе перо или коготь, кусочек кожи или пучок волос. Считали, что в  таком «синкэне»  скрывается дух самого животного, и он помогает охотнику в его нелегком промысле, защищает в тайге или на реке.

Амулет амулетом, но на реке нельзя говорить «рыба играет», иначе рыба в реке/на озере переведется. Надо сказать: «листья падают». Не надо говорить «карась», надо говорить «старуха плещется».

На охоте и на рыбалке  надо угостить хозяина огня, иначе не будет удачи.

Если ночуете в лесу, надо сделать зарубку на толстом дереве, и, когда дерево будет стонать, ни один нечистый дух не подойдет, испугается.

Нельзя оставлять воткнутой в землю ту палку, на которую вешали котелок. Иначе заболеешь неизлечимой болезнью.

Свои поверья были и для дома. Например, нельзя было заносить в дом дрова спиной, класть их с грохотом. Нельзя было спать постоянно на одной стороне дома, иначе дом может перевернуться как лодка. Ложиться ногами в угол дома значило разрушать этот дом. Хочешь укоротить жизнь какому-нибудь человеку, перешагни через него. Хочешь, чтобы ребенок был болезненным, подложи себе под голову его одежду. Хочешь принести с водой в дом плохое, сходи по воду ночью.

В 1682 году на территориях негидальцев  возводятся первые русские зимовья – Усть-Дукинское и Усть-Нимеленское. Историки утверждают, что местные народы были весьма доброжелательны к русским и в XVII и XIX веках, когда здесь обосновались переселенцы из российских губерний и контакты с местными жителями стали более тесными. Не противились негидальцы и принятию новой веры.

Территориально разделялись на низовских и верховских.

Низовские вели оседлый образ жизни, занимались в основном рыболовством. Зимой жили в бревенчатых домах с отапливаемыми нарами, летом — в четырехстенных домиках из жердей и бересты или рыбьей кожи. Обычно дом стоял около реки, а рядом с ним амбар на сваях. Между зимником и рекой размещали вешала из жердей для вяления рыбы, просушивания неводов и сетей; на свайных лабазах-помостах хранили орудия лова и утварь. Летники строили рядом с зимниками или в местах летнего лова рыбы.

Перемещались на собаках. Семья обычно имела одну упряжку в 10—12 собак. Для дальних поездок и при добыче рыбы летом у низовских была дощатая остроносая плоскодонка огда, иногда с парусом. Для рыбной ловли были свои месяцы: июль - «время добычи горбуши», сентябрь - «время осенней кеты».

Верховские предпочитали проживать в переносном коническом чуме. Транспортным средством были олени. Использовали верховские верховые и вьючные седла, оленьи нарты. С конца 19 века многие перешли на лошадей, чтобы зарабатывать извозом. Основным занятием была охота.

Охотились на соболя, за которым уходили иногда на сотни километров. В тайге на местах промысла делали полуземлянки со срубным основанием в два-три венца, и двух- или четырехскатной кровлей, заваленной плахами, лапником и снегом. Промысловый период, начинавшийся с конца октября, продолжался 3—4 месяца. Октябрь так и назывался временем «петель на соболя»

Пушнина предназначалась в основном для меновой торговли, сначала с маньчжурами, позднее с русскими. Меняли драгоценные шкурки на ткани, муку, металлические инструменты, украшения.

Хотя месяцем «весенней добычи лося» называли март, добывали лосей, медведей и оленей в течение всего года.  Лося загоняли по глубокому снегу или по насту, добивали копьем.

Рыбу ловили круглый год. Проходных лососей добывали, неводами, летними и зимними сетями для подледного лова. Специальные сети ставили на самую крупную рыбу: на тайменя - саханамагда и на горбушу - элкунмагда.  Для ловли рыбы пользовались каркасными берестяными и долблеными лодками.

Жили негидальцы территориально-соседской общиной. Ее основным назначением, естественно, была всяческая взаимопомощь и сотрудничество: в промыслах, при сооружении домов, проведении праздников и т.д. В общину могли входить семьи из различных родов и даже из различных народов: эвенки, нивхи, ульчи..

У негидальцев насчитывалось 13 родов. Крупные рода — Нясихагил и Аюмкан — включали до нескольких десятков семей. Малочисленные, состоящие из трех — пяти семей, объединялись в союзы. Для урегулирования конфликтов собирался межродовой суд

Детей воспитывали все вместе. Мальчики 9–11 лет играли в почти настоящие охоту и рыбалку. Они занимались стрельбой из лука, греблей на лодках, упражнялись с арканами и сражались на копьях. Девочек учили ведению домашнего хозяйства, готовили к будущему материнству и такими были их «девочковые» игры. Все необходимые навыки приобретались с младых ногтей.

У негидальского языка два диалекта. Один диалект ближе к языку ульчей, нанайцев, орочей, второй - к языку эвенков. Сейчас говорят преимущественно на русском.