// Многонациональная Россия

Арчинцы

Арчинцы
Численность народа: ок.1 000

«Арчинцы, арчи (лакское), аршиштиб (самоназвание), рочисел (аварское), народ в России, коренное население Дагестана. Живут в бассейне реки Хатар. Численность свыше 1 тыс. человек. В переписях, начиная с 1939, включались в состав аварцев». Этноним «арчинцы» происходит от лакского наименования главного селения Арчиб — Арчи.

Арчинцы довольно закрытый народ, он является редким в современной России примером этноса, лишь недавно утратившего свою изолированность. До 60-70-х годов прошлого века Арчиб был как будто отрезан от внешнего мира, контакты арчинцев с другими дагестанскими народами сводились к минимуму. «По свидетельству очевидцев, еще в 1971 г. арчинцы значительно отличались от соседних народов своим внешним видом: женщины поголовно носили национальную одежду и традиционный головной убор, что тогда уже не было характерно для остального Дагестана. Воспоминания о том, какое впечатление производила "форма" (так по-русски называют арчинцы одежду) на окружающих, постоянно звучали в рассказах. "На нашу форму смотрят и удивляются", "Стеснение - это раньше было. Молодежь же все чухту [традиционный головной убор] одевали"».

Чухта для арчинцев предмет особый, Особенно несимметричная, покрытая монетами нашивка, которую крепили с левой стороны. Арчинцы наличие «левого серебра» в женском головном уборе «объясняют или библейской легендой (бог сотворил Еву из левого ребра Адама, в память чего женщинам и надо закрывать левую щеку), или проявлением уважения к мужу. Раньше женщины даже спали в чухте, так, чтобы серебряное украшение смотрело в сторону лежащего рядом мужа».

Это украшение закреплялось при помощи специальной застежки «мац», потеря которой была равнозначна бесчестью. «Рассказывают, что в далекие 60-е гг. ХХ в. одна традиционно одетая арчинка пришла в родильное отделение. Схватки у нее продолжались почти два дня. После родов она обнаружила пропажу этой важной детали ее головного убора, видимо, кто-то из рожениц или персонала украл ее, естественно не зная о том значении, которое арчинцы придавали этому украшению головного убора. Несмотря на то, что муж прибыл, чтобы забрать их с ребенком, она упорно отказывалась покинуть больницу. Объясняла она это тем, что она не может вернуться домой, потеряв, то, что в представлении ее и односельчан равносильно потере собственного «я». На третий день кто-то тайно подкинул украденное украшение, и женщина вернулась в село.

Пожилые арчинцы говорят, что соседями в момент своего "первого выхода в свет" они воспринимались как «отсталый народ в традиционной одежде», говорящий на никому не известном языке. Ситуация с идентификацией арчинцев сегодня довольна необычна.  По языковой принадлежности они ближе всего к лезгинам, но единственные из «лезгинской» группы народов были причислены к аварцам наряду с народами андо-цезской группы. Предки всех этих народов были в составе матери всех кавказцев - Кавказской Албании. Всех тогда их называли леками и албанцами. Села, где живут арчинцы, находятся географически в пределах районов, где проживают аварцы, но друг к другу люди не имеют никакого отношения. "В России мы дагестанцы, в Дагестане - аварцы, в Аварии - арчинцы...".  При этом, по мнению лингвистов, их язык отделился от ближайших родственных языков 3 - 4 тысячи лет назад. «Таким образом, взаимное понимание между носителем арчинского языка и носителем любого другого языка лезгинской группы исключено».

Помимо языка особую изолированность арчинцам обеспечивает их крайне негативное отношение к смешанным бракам. И в данном случае их самоидентификация «в Аварии - арчинцы» играет ключевую роль. Смешанный брак допустим только в случае потери арчинцем жены, поскольку «по свидетельству многих, арчинки не выходят замуж за вдовцов: " Ихние мы берем для стариков. Свои же не выходят". Если же у женщины умирал муж, то она должна была 40 дней сидеть дома, не выходя на улицу, и оплакивать его. По истечении 40 дней она облачается во все черное и больше никогда не выходит замуж.

Предпочтительным же для арчинцев был брак с двоюродным братом или сестрой.

Живут арчинцы в немногочисленных горных скученных селеньях: Арчиб, Кубатль, Алчинуб, Кесериб, Хилих, Хитаб, Калиб. До революции селением был только Арчиб. Он располагался очень высоко в горах. По адату, людям в селении разрешено было жить только три летних месяца, а остальное время - на хуторах с зимовьями для овец. Постепенно основная часть населения стала жить на хуторах постоянно. Они расширились и превратились в селения с одно-, двухэтажными каменными домами, с плоскими крышами, с хозяйственными помещениями и хлевом. Основными занятиями арчинцев всегда были пастбищное скотоводство и богарное земледелие.

Долгое время здесь бытовал культ, связанный с земледелием. Одним из обычаев  было празднование дня первого помола. В этот день из свежепомолотой муки готовили чуду с мясом, творогом и зеленью. Сначала каждая семья угощалась сама, никого из посторонних не приглашая. Затем следовала раздача ближайшим родственникам, третьим этапом праздника было угощение соседских детей и нуждающихся семей. Еще одну часть раздавали мужчинам, сидящим на годекане.

«Куски чуду, полученные сельчанами на улице, надлежало здесь же, на месте, съесть. В любом случае, принявший угощение высказывал в адрес семьи добропожелание, главный смысл которого заключался в пожелании хорошего урожая и достатка в следующем году. Жители хуторов в эти дни спускались в головное селение, чтобы угоститься здесь чуду с различной начинкой. Они заходили к своим родственникам, друзьям и знакомым, угощались и удалялись по домам, оставив хозяевам в небольших количествах свежее или топленое масло, творог, сметану, сыр, курдюк, колбасы, сушеное мясо».