Численность народа: 12 888
«Каждый шорец знает, что весь мир разделён на три земли: средняя земля, в центре которой стоит гора Мустаг («Пуп земли» - так называют её шорцы); подземный мир - земля злых духов, где хозяйничает кровожадный Эрлик; небесная земля - владения Ульгеня, там всегда светло и тепло. Никто, конечно, этого не помнит, но все знают, что вначале не было ничего»
У шорцев такая богатая и подробная мифология, что начать хочется с нее. Кто ж не любит сказки?
Не было ничего. Был только один Ульгень.
Ничего, оно и есть ничего. Подумал Ульгень и сделал небо. Красивое, безбрежное, но пустое. Полюбовался Ульгень небом и решил украсить его чем-то ярким. «Пусть это будет солнце» - решил бог. Появилось солнце – жаркое, яркое. И солнцем любовался Ульгень, но устали его глаза смотреть на светило. Тогда было отправлено солнце отдыхать и сделалась небо черным. «Эту темноту я назову ночь и будет она, когда солнце отдыхает». Был Ульгень демиургом - неофитом, но зато последовательным. Когда темнота стала совсем непроглядной, он украсил небо брызгами звезд и повесил луну. Показалось богу, что всем теперь будет тесно и поделил он одно небо на 9. На самом верху остался жить сам, чтобы наблюдать за всем. Солнце расположил на восьмом небе, луну и звезды под ним, на седьмом.
Он делал и делал 9 небес, а когда сам устал, то понял, что ему не на чем остановиться отдохнуть. Не было никакой тверди. Задумался Ульгень, прислушался к внутреннему голосу. А тот и говорит ему: «Хватай перед собой». Быстро вытянул бог руку и схватил, что было. А был это камень. И сотворил бог из него землю. Земля у него получилась гладкая, как стол. А по «столу» потекли спокойные реки, и разлилось море. И вдруг увидел демиург в море кусок глины. «Хватай перед собой» - опять воскликнул внутренний голос. Схватил творец глину, и была она странной формы, как будто на него похожей. «Что это такое бездушное? Пусть будет человек». Так и появился первый человек, которого Ульгень назвал Эрликом и сделал своим братом.
Эрлик тут же деятельно начал улучшать творение старшего брата. Он сделал на равнине высокие горы, а спокойные реки пустил вскачь. Поднялся бог на самую высокую гору Мустаг и увидел, как красиво было вокруг. Но очень- очень тихо. Как не потерпел он пустоты, так не понравилась ему и ватная тишина. Реки вдруг забурлили и в них забились рыбы, защебетали птицы, зарычали звери. Разбрелись и разлетелись по предназначенным им домам.
Эрлик, недолго побыв хорошим младшим братом, начал вдруг завидовать Ульгеню и мечтать создать таких же «тварей» как он сам или даже еще лучше. И так дозавидовался, что стал врагом богу и созданиям его. Отрастил Эрлик чёрные густые волосы и большие чёрные усы. Усы он закладывает за уши. Выросла у него борода до колен. Одевался он в семь медвежьих шкур. Подстилкой ему служили 7 чёрных бобров, а «конем» - могучий чёрный бык, которого он погоняет луновидным топором.
Может опять из глины, а может из чего-то более надежного создал Ульгень еще одного себе подобного. Назвал богатыря Мангды-шире. И вместе они противостояли Эрлику.
А потом создал еще восемь мужчин и восемь деревьев. Не забывал Ульгень первый совет внутреннего голоса «хватай перед собой». Так все и делал. И люди с тех пор тоже так делают, поэтому и ходят вперед, а не назад.
Хватал Ульгень опять глину, но еще и камыш. Так вышли мужчины с камышовыми костями и глиняным телом. Потом дунул он им через камышовую трубочку в уши, и вошла в людей душа. Дунул он в нос, и вошел в людей ум. Одного мужчину и одно дерево поставил бог на Золотой горе наблюдать за всем происходящим. После чего бросил их на целых семь лет.
Увидел восьмой, что деревья все плодятся, а люди нет. И он начал творение женщины так же, как Ульгень творил его самого: из камыша — кости, из глины — тело. Но не было у него божественного клея и стало его творение разваливаться. Нарвал тогда восьмой травы, размял ее в руках, дунул и получилась из травы змея. Обвила змея разваливающееся тело. Скрепила его. Так получилась женщина.
На этом миф можно было бы и закончить, но нет, рано. Подкрался злобный Эрлик, подул бедной бездушной женщине в нос из железной трубы, что о семи ладах. А в уши наиграл на железном инструменте с девятью язычками. И вложил в нее душу и ум, но «душа злобна, как змея, и всегда на 7 ладов, ум на 9 разноголосых языков и, вдобавок, тело смрадное»
Стал восьмой предлагать женщину остальным семи мужчинам. Но те наотрез отказались, а трое вообще сбежали. Призвал тогда восьмой Ульгеня и покаялся, что сам попробовал стать творцом. Дескать, хотел как лучше, а получилось то, что получилось. Не стал упрекать его Ульгень, а взял у одного из оставшихся два нижних ребра и сделал из них новую женщину. И в уши ей надул что надо. А эрликову женщину отправили Эрлику и сослали обоих в подземный мир. Подземный мир Эрлика находился на западе и начинался с земной щели. Не мог Эрлик и тут не соревноваться со старшим братом. Сделал он свой мир тоже из 9 слоев. Народили они со зловонной женщиной примерно 9 сыновей и расселили их по слоям (говорят, что алтайцы знают всех сыновей по именам и приносят им жертвы).
Однажды «Эрлик, чтобы излить свою злобу, сотворил в море чудовище, нечистого духа Андылма-Муус. Это чудовище выбрасывало свой язык из моря, схватывало людей и пожирало. Богатыри Ульгеня решили убить Андылма-Мууса. Когда Андылма-Муус выбросил из воды свой длинный язык, один из богатырей по имени Тюран схватил его, намотал на рукавицу, а другой рукой ухватился за гору. Затем он так сильно потянул чудовище, что земля погрузилась в море. Чтобы не потопить землю, богатырь начал пить воду и вскоре ноги Андылма-Мууса оказались на виду. Тюран, схватил его за ноги, вытащил из моря, осколком скалы разбил чудовищу голову. Потекли реки крови. Кровь у чудовища была разных цветов и застыла она цветными камнями, превратилась в золото, серебро, медь. Тюран, согнув остов Андылма-Мууса как лук, ножом исстрогал его на мелкие стружки. Оттого сделались разные черви, мошки, пауки, комары, саранча и другие насекомые»
Шорцы – аборигены Кузнецкой тайги, этнос которых сформировался еще в 6-9 веках, когда смешались тюркские и кетские племена этой местности. Про тюрок мы знаем, а остатки кетов сейчас живут на севере Красноярского края.
Небольшая часть шорцев тоже живет в Красноярском крае, а так же в Хакассии, Алтайском крае. Но основное население обитает на юге Кемеровской области. В сети встретилась формулировка «тюркоязычный малый народ Кузбасса». Звучит странно, но так оно и есть.
Абинцы, каларцы, каргинцы, шорцы – все родовые группы - cами себя называли тадар-кижи, что переводится как «человек-татарин». До 9 века племена тадар-кижи входили в состав Уйгурского, Тюркского и Енисейского каганатов. И тюркско-кетская кровь разбавилась частично монгольской и уйгурской. Значительно позже больше 2 веков люди-татары входили в состав Ойратского ханства, которое преимущественно было монгольским, добавилось монгольской крови. А еще позже, в 17-18 веках, с севера пришли телеуты и тоже слились с народом.
Первые упоминания о степных шорцах появились в 17 веке, в период освоения русскими первопроходцами верховьев реки Томь. Как только их тогда не назвали. И мрасскими татарами, и кузнецкими татарами, томско-кузнецкими, кондомскими и черневыми татарами. И еще шорами. Внутри этноса шорцы еще подразделяли себя по именам родов, рек или волостей: Кобый, Кый, Карга и т.д. Собственно шорцами их в 18 веке нарекли хакассы и алтайцы. Это название было закреплено во всех советских официальных документах во второй половине 20-х годов прошлого века. Тогда же был создан литературный язык на основе мрасского диалекта, хотя до этого шорцы владели китайским, орхонским, древнетюркским и старо-монгольским письмом.
В 1924 году шорцы провели Татаро-Шорцевский горный районный съезд Кузнецкого уезда. Вернее, провели не сами шорцы, а представители местной власти с участием шорской интеллигенции. Съезд принял решение о создании Горно-Шорского национального района. ВЦИК, свои декретом «Об образовании в составе Кузнецкого округа Сибкрая национального Горно-Шорцевского района», закрепил это решение в 1926 году.
А в 1938 году Горно-Шорский район был упразднен, за ним был практически упразднен и шорский литературный язык. Но люди-то никуда не делись. Продолжали жить и работать. В колхозах, совхозах занимались земледелием, животноводством. Разводили пчел, качали мед. Остались и традиционные промыслы. Но в 1960 году колхозы Горной Шории были признаны нерентабельными и их ликвидировали. Начался резкий отток населения в города и поселки с промышленным производством.
Это привело к этническому размыванию, утере промыслов. А ведь раньше шорцы были известными кузнецами. Одно время их даже называли кузнецкими татарами. Изделиями из железа шорцы выплачивали дань тюркским каганам, обменивали их на скот и войлок у кочевников. Позже начали сбывать русским купцам.
Вторым важным занятием шорцев была охота. Поначалу охотились для собственных нужд на крупного зверя: лося, марала, оленя, косулю. Постепенно стал популярен пушной промысел и охота на белку, лису, соболя, горностая, рысь, выдру. Еще одним источником питания была рыба. Так же в ход шли черемша, дикий лук, кандык, сарана, даже борщевик и пион. Собирали и корни, и клубни, и стебли. Корни дикого пиона, например, сушили, затем несколько раз варили, чтобы избавиться от ядовитых веществ. Потом делали муку, готовили каши и лепешки. Ягоды и орехи собирали для себя и для продажи. Кедровые орехи одно время были очень важным источником дохода. За ними ходили целыми артелями и семьями, жили в тайге по несколько недель.
Женщины ткали из конопли и крапивы, выделывали кожу, мужчины обрабатывали дерево, рога, резали по кости. Даже керамика у них была своя.
Семьи у шорцев были большие и патриархальные. Когда в семье рождался ребенок, имя ему мог дать любой человек из тех, кто присутствовал при родах. Но, в отличие от многих других народов, старались избегать тех имен, которые повторялись в роду. Если рождался мальчик, на его колыбель вешали лук, если девочка – березку. Эти знаки отец специально вырезал, когда рождался ребенок.
У шорских вдов не было проблем с тем, как прокормить детей. Жениться на вдове с ребенком было большой удачей для мужчины. Считалось, что это приносит богатство. Вообще возраст замужества для девочек начинался с 14 лет.
Был у шорцев чудесный свадебный обычай, когда первые три дня свежеиспеченная семья живет в березовом шалаше. Береза считалась священным деревом у шорцев. Шалаш строили «всем миром». Молодая жена после свадьбы стояла у входа в шалаш и одаривала каждого, кто принимал участие в строительстве. Принято было за это дарить медные кольца. Кольца эти каждая девочка начинала собирать еще в детстве.
На свадебном столе обязательно должна была быть кровяная колбаса кан - национальное блюдо. Могла быть и ыста – колбаса, в которой вместо крови использовался ливер. Пеклись большие пироги и маленькие пирожки с разными начинками. Делались лепешки с мясом. Из ячменной муки делали водку аргы или пили просто бражку абыртку.
Самым же любимым блюдом всегда были пелбен. Это пельмени, которые стоят отдельного описания. Тесто делали в основном из ржаной муки. Фарш из конины, оленины или говядины рубили вручную. Добавляли в него кедровые орехи и молоко. Потом лепили крупные пельмени, по форме больше походившие на вареники, и отваривали их в молоке. У пельменей был даже свой праздник Мылтык-Пайрам. День, когда ими объедались. Задача была в том, чтобы найти пельмень, внутрь которого повар спрятал маленький символ. Символ события, которое должно будет случиться в ближайшее время.