// Многонациональная Россия

Сойоты

Численность народа: 3608

Сойоты.

Начнем с конца.

С 2005 года, когда в сойотских школах началось преподавание родного языка. А перед этим, в 2003 году, был впервые издан «Сойотско-бурятско-русский словарь». Это стало возможным, после того как в 2001 году для сойотского языка была создана письменность на основе кириллицы.  Письменность была создана за год до того, как в процессе переписи населения сойотский народ стали учитывать как один из малочисленных коренных народов Севера, а в следующую перепись -  в 2010 году - на территории России было уже зафиксировано более 3500 представителей этого народа.

Чтобы понять исключительность произошедшего, придется еще пожонглировать переписями населения, откатываясь к началу 20 века. К моменту переписи 1989 года сведения о сойотах отсутствовали в документах, по которым производится обычно кодирование данных о национальности. Так же как отсутствовали эти сведения и в переписях 1959 и 1979 годов.

А еще в 1926 году сойотами очень пристально и серьезно занималась экспедиция, организованная иркутским местным комитетом Севера. В этот период сойоты как раз сосредоточились в районе нынешней сойотской администрации в Окинском районе Бурятии и образовали свой родовой туземный Совет. Тогда же  туземным Советом была послана делегация с просьбой способствовать созданию национально-территориального образования и признать сойотов малой народностью Севера. По результатам экспедиции ЦИК СССР признал сойотов таковыми.

Туземный родовой Совет просуществовал недолго, так как национальные лидеры попали под репрессии советской власти. В начале 60-х годов оленеводство – исконное занятие сойотов – было признано нерентабельной отраслью хозяйства и ликвидировано. Затем в местах проживания сойотов создали государственное промышленное хозяйство и отдали ему все охотничьи угодья. Тогда сойотам стало негде охотиться, в то время как охота была их вторым традиционным занятием. С исчезновением традиционного хозяйства пропал и  соответствующий образ жизни. Затем исчезло самоназвание народа. В переписях населения, проводившихся после 1926 года, сойоты записывались уже как буряты.

Сойоты являются потомками древнейшего самодийского населения Восточных Саян. Они занимали обширные территории в горах и в Тункинской долине. С юга от озера Хубсугул, на восток до берегов Селенги.  Самоназвание сойоты связывают с местом исторического обитания народа - предгорий Саян. Существует версия, что слово «сойон» значит «острый клык». По другой версии название идет от имени одного из старейших родов народа — сойот. Кроме него к известным родам - основе сойотской традиционной организации - относятся иркит, хаасуут и онхот.

В середине I тысячелетия до н.э. на территорию Саян пришли тюрки, которые оказали огромное влияние на коренные самодийские народы. Вскоре тюрки перекочевали на запад и северо-запад,  оставив самодийским племенам свой язык, изменив их самосознание и самоназвание. Последнее не коснулось сойотов. Они сохранили и свой жизненный уклад, и мировоззрение.

Много позже, в середине 17 века в период ойрат-халхасской войны на исконные самодийские земли пришли из Монголии различные бурятские роды. Наличие тайги и степи в Саянском нагорье позволили каждому народу заниматься традиционным хозяйством: сойотам – оленеводством, бурятам – скотоводством и земледелием. Это во многом способствовало мирному характеру взаимоотношений между народами. Однако сойоты, значительно уступая бурятам по численности, довольно быстро подверглись их влиянию. Сменили веру - буддизм ламаистского толка вместо шаманизма - и второй раз поменяли свой язык.

Традиционными занятиями сойотов во все времена были оленеводство и охота. Они первые приручили северного оленя, с них началась вся оленеводческая культура Северной Азии.

Оленей использовали как транспорт и пищу. Но на мясо забивали в основном старых и слабых животных. При забое ударяли обухом топора по голове, затем кололи заостренной палкой, стараясь сразу попасть в сердце. Особенным лакомством считали вареный или жареный олений язык и оленьи губы, но вообще в пищу шли все внутренности оленя. В тонкие кишки заливали кровь с кусочками желудка, почек и легкого. Оленье мясо нарезали тонкими полосами и сушили. Варили сушеное мясо с добавлением оленьего жира. Толкли его в ступках до состояния порошка, который было удобно брать с собой на охоту.

Сойоты не устраивали облав, когда на охоту выходили всем родом. Обычно на нее отправлялись 4-5 человек, по одному от семьи. Охотились с помощью луков, кремниевых ружей.

Брали с собой ножи для разделки туш и снятия шкур.  На водопойных тропах ставили самострелы. На дичь охотились ради мяса и шкур. Шкуры продавали, обменивали на оружие, ткани, муку и орудия труда. А вот рыболовство у сойотов в древности считалось грехом.

С охотой были связаны многие религиозные представления сойотов. Они считали, что медведи и кабаны понимают человеческую речь и не говорили вслух о том, что собираются на них охотиться. Не охотились вне сезона, не уничтожали животных целым выводками, не ставили железные капканы и силки.  На птиц старались не охотиться вообще, потому считалось, что высоко в небе они общаются с богами. А лебеди, например, потеряв свою половину, проклянут человека. Перед тем, как убить животное просили у него прощения за то, что отнимают его жизнь. Они верили, что каждое живое существо имеет душу, а всё окружающее - своего хозяина-духа, который все видит и непременно накажет за вредительство без причины.

Охотники и скотоводы, сойоты вели полукочевой образ жизни. Ставили высокие чумы, которые держались на 3 массивных жердях.  Жерди покрывали выделанными, просмоленными шкурами, которые не пропускали воду. В чуме не было никакой мебели, все имущество перевозилось и хранилось во вьючных сумах.  Одевались просто и практично. Летняя и зимняя одежда отличалась степенью и качеством отделки. Больше всего ценили шкуру лося, ее использовали для демисезонной одежды. Обувь шили из шкур с голени олени.

Возрожденное недавно оленеводство и яководство и сейчас остается основным занятием сойотов. А еще они вывели хайнака – чудесную мохнатую помесь яка и домашней коровы.