// Многонациональная Россия

Чулымцы

Чулымцы
Численность народа: 382

Река Чулым вьется серпантином от Хакасии до Томской области, огибает горные хребты, питает озера и болота. Имя ее с тюркского переводится как «бегущий снег».

По берегам «бегущего снега» живут люди с одноименным названием – чулымцы.

Когда-то давно на всей этой территории жили кочевые охотники селькупы и кеты. Но в 10 веке сюда впервые «заглянули» тюрки – енисейские кыргызы. Они не закрепились в Причулымье, но оставили следы пребывания.

Видимо, здешние места запали им в память, потому что в 12 - 15 веках тюрки обосновались в бассейне Чулыма от его верхнего течения в районе северных предгорий Саян до устья при впадении в Обь. Сначала они освоили верховья реки, в 13 веке продвинулись вниз по левому притоку Чулыма реке Кия, а в 15 веке они расселяются уже в нижнем течении Чулыма.

Сейчас чулымцы проживают в среднем и нижнем течении реки Чулым, и вдоль - рек Яя и Кия. В современных источниках можно встретить названия: чулымские тюрки, чулымские татары, мелецкие татары, а когда-то встречалось: «чулымские инородцы».

«Татары» в обозначении этноса возникли, возможно тогда, когда в 1582 году к Чулыму пришли тоболо-иртышские татары, после поражения предводителя сибирских татар Кучум-хана. В одной из записей, датируемой 1721 годом, сказано следующее: «И сообщил мне один понятливый татарин, что большинство живущих на Чулыме и Кие татар происходят от Кучум-хана, и что они в древности были одинаковым с казахской ордой народом... Как Кучум-хан был прогнан от Тоболска, то некотрые из них отправились сюда, другие – на томскую сторону».

Связывать с этим событием возникновение этноса было бы неправомерно, а вот консолидацию его – вполне можно. «На момент завершения этнической консолидации чулымцев в их культуре прослеживалось влияние хакасов-кызыльцев, селькупов, томских татар и кетов». Из другого источника: «генофонд чулымцев формировался при расселении тюркских групп с территории Хакасии и их смешении с местным автохтонным населением. Анализы …свидетельствуют об их генетической близости с кетами, хакасами и томскими татарами». А дальше пришедшие тюрки оказались в изоляции от своих братьев – хакасов. Они смешались с местными племенами, позже с европеоидным население, что видно при генетических исследованиях Y-хромосомных гаплогрупп.

В начале 16 века чулымские тюрки географически разделились на две группы: нижние чулымские тюрки и средние чулымские тюрки. Такое разделение наблюдается и в диалектах чулымского тюркского языка. Этнографы 19 века по диалектам разделяли их на 3 группы: кецики, кюэрики и чулымские татары.

Кто-кого в итоге ассимилировал не до конца понятно. Но в итоге складывается чулымский этнос, основу хозяйственной деятельности которого составляли охота и рыболовство, традиционные для  местных племен, плюс земледелие и скотоводство, характерное для тюрок. Сеяли ячмень, овёс, рожь, разводили коров и лошадей, занимались сбором дикорастущих съедобных растений, грибов, ягод, кедровых орехов. Рыбу -  язей, щук,  ельцов, стерлядь - ловили неводами, сетями, запорами, били острогами. По воде ходили на долбленых лодках.

Зимой охотились. Долгое время охотились только для себя, в начале 20 века уже добывали в основном пушнину на продажу. Заготавливали таловое лыко, черемуховую саргу, бересту, крапиву и коноплю для  пряжи.

Рыба, дичь и дикоросы были основой чулымского стола. Мясо домашних животных, преимущественно конина, вошло в рацион только в 19 веке. А вот свинина долгое время была под запретом. Как и грибы.  Рыбу вялили, сушили, коптили. Ячмень, сарану и другие растения заквашивали на зиму в яме. Из национальных блюд сохранились уха, толченая вяленая или сушеная рыба - бурак-порса, каша из очищенного и сушеного ячменя и талкан -болтушка из молотых зерен и муки.

К уже сформировавшемуся этносу, на территории, богатые рыбой и дичью, приходили с меркантильными целями русские татары, просто русские. Позже - поляки, украинцы и белорусы, латыши, немцы, калмыки. Русские пришли в рамках освоения Сибири, поляков сюда ссылали после польского восстания в 1862-64 годах. Украинцы и белорусы оказались здесь в процессе столыпинских реформ. Остальные - в годы сталинских репрессий.

«После вхождения в состав Русского государства, территория чулымцев стала постепенно сокращаться, прежде всего, вследствие ассимиляции русскими и другими народами. Однако в целом в дореволюционный период численность чулымцев возрастала, составляя 830 чел.  в нач. 18 в., 3,9 тыс. чел. в начале и  4,8 тыс. в конце 19 в.  В советский период чулымцы были отнесены к хакасам, среди них резко усилились ассимиляционные процессы. В ходе переписи 2010 г. только 356 чел. определил себя в качестве чулымца».