// Многонациональная Россия

Аккинцы

Аккинцы
Численность народа: от 76 до 93 000

Аккинцы, чеченцы-аккинцы, ауховцы — этническая группа чеченцев, живущая в Терско-Сулакском междуречье Дагестана. Они составляют значительную часть населения в нескольких районах республики, но далеко не все из них считают себя собственно аккинцами. Многие из них не осознают своей этнической отдельности, что сказывается на результатах переписей. В 2010 году в Российской Федерации было учтено 76 аккинцев, по официальным оценкам их около 93 000.

«Там, в стороне Баш-лама, рассказывают старики-чеченцы, есть горы, из которых вытекают реки Асса, Фортанга, Геха. Это – горы Акки-лам; там жили при наших предках «лам-кристы» (горные христиане). Это наша колыбель, как и других чеченских родов. Сменилось четырнадцать поколений с тех пор, как наша часть «лам-кристов» вышли из своего гнезда по причине малоземелья и протянулись на восход солнца. Роды нахчи (чеченцев) ели тогда свинину и были христиане. Судя по тому преданию, чеченцы в горах были христианами лет 400-500 тому назад; очевидно, они оставались ими и долгое время по выселении из гор в Ичкерию (предгорья) и далее на плоскость» - писала газета «Терские ведомости» за 1870 год.

Так произошло разделение аккинцев на лам-аакинцев, оставшихся в Чечне, и ара-аккинцев - равнинных чеченцев Дагестана.

Акки был одним из девяти тукхумов, входивших в Средневековье в Конфедерацию чеченских обществ. В этом тукхуме были тейпы Бархачой, Ваппи, Жевой, ЗIогой, Пхьарчой.

В XV-XVI веках часть аккинцев мигрировала на восток, в том числе в Аух - районы нахского племени «овхой». Сегодня это западные районы Дагестана. Позже в эти же районы переселились представители других чеченских тейповых общин. «В результате появился чеченский субэтнос, который, идентифицируя себя как часть чеченского этноса, выделяет себя в нем как «акки», в отличие от «лам-акки» – горных аккинцев, которые сегодня живут почти во всех районах Чечни и ничем не отличают себя от остальных ее жителей. Жители Акки ассимилировали  аборигенное нахское население Ауха, и переселенцев из других чеченских районов, дали свое имя и субэтнической группе, и местности, в которой она сложилась»

Предполагается, что овхой являлись потомками древнего хурритского племени, мигрировавшего в Закавказье и Переднюю Азию большей частью еще в 4-3 тысячелетии до нашей эры. В середине I тысячелетия нашей эры овхой установили военно-политические отношения с Сасанидским Ираном, правитель которого Хосров I Ануширван построил на их территории три крепости, Кешен, Гилян и Маскат, для защиты своих границ от набегов кочевников.


 

В 7-10 веках правители Ауха наладили связи с Хазарским каганатом и участвовали в войне хазар с арабами на стороне. В 8-14 веках жители Ауха оказывали ожесточенное сопротивление монголам, а затем Тимуру. В результате этих нашествий почти все селения на равнине и в предгорьях были разрушены, население уничтожено или изгнано. После нашествия Тимура и началась активная миграция чеченцев на восток, в Ичкерию и Аух.

В русских источниках 16-17 веков акки упоминаются как «ококи, окочане, окоцкие люди».

Расселившись по долинам местных рек аккинцы образовали Ауховское общество, которое в 17-19 веках насчитывало девять аулов. Места, выбранные ими для жизни, с их благоприятным климатом, способствовали интенсивному развитию сельского хозяйства. Аккинцы-аухцы стали заниматься разведением садов, огородов, скотоводством. Выращивали ячмень, пшеницу, кукурузу, табак, лук, чеснок, черемшу, фасоль, фрукты, перец, тыквы, арбузы. Содержали буйволов, быков, коров и более мелкий скот. «Излишки успешно возделываемых зерновых культур обменивались на животноводческие продукты (жир, курдюки, сушеное мясо, овечий сыр и др.)».

«Скотоводство имело мясо-молочное направление. Крупный рогатый скот, кроме пополнения пищевых запасов и сырья для домашних промыслов (одежда, обувь, отчасти орудия труда и др.), использовался в качестве рабочей силы при обработке пахотных земель, перевозке грузов (быки, буйволы). Коневодство у чеченцев играло второстепенную роль, лошадей любили и использовали в основном для верховой езды, а также при обмолоте зерновых. Крупный рогатый скот и лошади большую часть года содержались на выгонах (богатых травой балках, оврагах, лиманах), а зимой находились на стойловом содержании. Через территорию, населенную чеченцами-аккинцами, проходила скотопрогонная трасса, связывавшая высокогорные районы левобережья Андийского Койсу с равнинными землями».

Не чурались аккинцы и кустарных промыслов. «Чеченское сукно» их производства  уходило как горячие пирожки в холодный день. Сукно шло на пошив качественных черкесок и башлыков. Аккинцы обрабатывали кожу, дерево, шерсть. Из их рук выходило и отличное оружие. Небольшая часть населения занималась извозом.

Жили дагестанские чеченцы в аул-юртах, которые строили с учетом близости воды, сельхозугодий и в таких местах, которые можно было легко обороняться. Селения получались довольно большими, до 200 хозяйств. Традиционным типом жилища были саманные дома. У такого дома была прямоугольная планировка. И дом, и приусадебный участок обносили забором, за которым кроме того располагались хозяйственные постройки, навесы, хлев.

Комнаты в доме обставлялись очень скромно, за исключением помещения для гостей. Законы гостеприимства были непреложными, правила приема гостей закреплены древней народной традицией. Не менее важными были обычаи взаимопомощи и (куда без этого) кровной мести.

Еще один традиционный обычай, который охватил бесчисленное множество поколений, касался свадебной обрядности, а конкретно - невесты. Девушку привозили к родственникам жениха задолго до свадьбы. Чтобы будущая невестка заранее адаптировалась к новой семье она и жила в ней как полноправный член, иногда больше месяца. К моменту заключения брака девушка уже близко знала всю свою новую родню и чувствовала себя в доме комфортно, удобно и вела как подобает.