// Многонациональная Россия

Тувинцы-тоджинцы

Тувинцы-тоджинцы
Численность народа: 1858

Тувинцы-тоджинцы, они же восточные тувинцы, несмотря на то, что выделены в малый народ Сибири, являются субэтносом тувинцев. Насчитывается тоджинцев 6545 человек. Они компактно проживают в границах современного Тоджинского района Республики Тува, в горно-таежной части Восточных Саян и его предгорий, по рекам Бий-Хем и Каа-Хем – Большого и Малого Енисея. Этнического размывания тоджинцев не происходит, так как смешанные браки с русскими и представителями других национальностей редки.

Одни из них скотоводы – охотники, другие – охотники – оленеводы. Последние ближе всего к тофаларам.

Как и многие другие народы на близлежащих территориях, тоджинцы - результат смешения древнего местного кетоязычного и самодийского населения с тюркскими племенами , которые изначально были монголоязычными племенами, родственные гуннам Центральной Азии, а тюркскими стали примерно в конце 4 века.

В начале 13 века Туву захватили войска Чингисхана, позже она находилась под властью монгольской династии Юань, правившей в Китае, а с конца 16 века входила в состав монгольского государства Алтын-ханов. К середине 17 века большая часть Тоджи оказалась в составе Русского государства.

«Издревле тувинцы-тоджинцы состояли из больших родовых групп. Это род Ак-Чооду, населявший бассейн реки Хам-Сыра, подножия и склоны гор Улуг-Даг; род Кара-Чооду, населявший горы Одуген и долину реки Серлиг; родовые общины Кол, Тодут, Ак и т. д». До середины 20 века сохранялись родовая экзогамия - заключение брака за пределами родственной группы, преимущественное право охоты на родовых территориях, обычай уравнительного раздела добычи среди жителей стойбища. Каждое стойбище имело свою традиционную территорию кочевок, выпасов и промысла. Впоследствии все эти и другие родовые сообщества были объединены в самые многочисленные рода - Чооду, Тодут и Кол.

Тоджинцы занимаются оленеводством, в отличие от остальных тувинцев. Таежные тоджинцы разводили оленей карагасской породы. Эта порода считается более одомашненной, чем другие. В среднем в каждом хозяйстве было несколько десятков оленей. Имевшие менее десяти голов считались бедняками. У богатых семей поголовье могло перевалить за тысячу. Часто бедные тувинцы объединялись в единые стойбища, что помогало им выжить.  

Стада выпасали круглый год, перемещаясь между пастбищами до 10 раз за сезон. В конце апреля — начале мая, перед отелом, семьи откочевывали в горы, в места весенних пастбищ.

Важенок доили один-два раза в день. Молочная пища имела очень большое значение. Из молока делали тарак и быштак  (простоквашу и мягкий сыр). В холодное время молоко заливали в очищенные кишки животных и так замораживали. Сбивали саржаг (масло), которое ели с тараа (жареным толченым просом) и арбай (ячменем).  Из пенок готовили отдельные блюда. Даже водка - арага была молочная.

Забивали оленей редко, только очень старых или в голодные времена. Практиковали вольный выпас без пастухов и собак и очень берегли природу: на использованное пастбище не возвращались по 3-4 года, чтобы выеденный ягель успевал восстановиться.

Охотники-оленеводы, соответственно, жили в основном за счет охоты. Ею занимались только мужчины. К промыслу, начиная с 10 лет, приучали мальчиков.

Женщинам запрещалось даже прикасаться к оружию. Исконным женским оружием была корнекопалка. С ней они ходили за сараной о которой стоит рассказать отдельно.

Сарана – лилия кудреватая – уникальное растение. В ее луковицах большое количество белка, витаминов, железа, бора, алколоидов, флавоноидов и пр. Ее (не только луковицы) издревле используют как ранозаживляющее и болеутоляющее. Едят луковицы в любом виде: сыром, сушеном, вареном, пареном, жареном; и самостоятельно, и в качестве приправы. Пекут в золе и варят в молоке. Из сухих луковиц делают муку или густой суп. Используют как суррогат кофе. Дают животным для повышения лактации и жирности молока. Использовали даже для окрашивания тканей.

Собирали сарану в объемах от 100 килограммов на семью. Луковицы сушили на помосте из тонких планок, под которым разводили костер. Хранили в кожаных мешках в чумах, на женской половине.

Собственно, все запасы и кухонную утварь тоджинцы - охотники хранили справа от подвешенного бронзового котла – центра чума и всего хозяйства. Паштаныр чюк – место, где женщина готовила пищу, где на крюках из оленьих рогов висели кожаные мешки с молоком и сараной, «пузыри из внутренностей животных и мешочки из шкур для муки, чая, соли», берестяная посуда: конусовидные ведерки для молока, на которые наносили орнамент, надкусывая бересту зубами. Из березового капа делали себе чашки для чая или бульона. 

Слева от котла была мужская половина. Здесь хранились сети и оружие. Оружие хранилось подальше от женщин. Если она оказывалась рядом, то должна была перешагнуть через него, но ни в коем случае не трогать. Напротив входа на почетном месте сидел хозяин или уважаемые гости.

У тоджинцев, занимающихся скотоводством, был аналогичный уклад, но с нюансами.  «В центре жилища помещался железный таган, на который ставили железный котел. Справа от входа располагали посудные полки (юлгююр) на ножках, напротив входа — деревянные сундуки (аптара), на женской половине рядом с сундуками — кровать (орун) для супругов. Остальные члены семьи спали на полу»

Домашнему очагу, разумеется, придавалось огромное значение  Во-первых, огонь не должен был гаснуть никогда. Во-вторых, горящие угли из семейного очага запрещалось выносить людям другого рода. В-третьих, как и у многих других племен, был обряд кормления огня. Духа огня благодарили и просили защиты, для этого в огонь кидали лучшие куски пищи.

Мужчины вплоть до начала ХХ в. сбривали волосы с передней части головы, а на темени заплетали косу, бороду выщипывали; женщины носили косы, иногда вплетая черные шелковые нитки.