// Многонациональная Россия

Сибирские татары

Сибирские татары
Численность народа: 6297

Сибирские татары по своему происхождению восходят к тюркам, пришедшим в Среднее Прииртышье в VII—VIII веках – с востока, из Минусинской котловины, и кыпчакам — тюркскому народу, перекочевавшему сюда из Средней Азии и Алтая в X—XI веках. Исконными жителями Западной Сибири были обские угры — предки современных хантов и манси. Тюркскими племенами «вошедшими» в состав сибирских татар считаются аялы, курдаки, туралы, тукузы, саргаты, хатаны, кара-кыпчаки, нугаи. Обские угры вступали во взаимодействия с ранними тюрками и кыпчаками, в результате чего были частично вытеснены на север, а частично ассимилированы. Позднее в их состав вливались жёлтые уйгуры (сары уйгур), бухарцы, телеуты, поволжские татары, включая мишарей, башкиры и казахи. Именно этот конгломерат стал основой этноса сибирских татар. 

Сейчас cебер татарлары считаются этнографической и этно-территориальной группой татар, проживающей к западу от реки Оби в степной и лесостепной зонах, в основном, в сельских районах Тюменской, Омской, Новосибирской, Томской и Кемеровской областей Западной Сибири.

Сибирские татары включают в себя 3 этнические группы:

  1. тоболо-иртышские: курдакско-саргатские, тарские, тобольские, тюменские, ясколбинские;

  2. барабинские:  барабинско-туражские, любейско-тунусские, теренинско-чойские;

  3. томские: колмаки, чаты, эуштинцы.

Считается, что тоболо-иртышские татары, наряду с туринскими, были потомками древнейшего тюркского населения Западной Сибири. Тобольские татары в основном были сосредоточены в южной части Тобольского округа, бывшего центра Сибирского ханства. Тюменские татары проживали южнее. «Наиболее обособленной группой были заболотные татары, иное обозначение по названию волости – эскалбинские или ясколбинские татары. Они населяли большой болотный край, расположенный в 65 км к западу от Тобольска, по рекам Лайме, Носке, Иземети, а также по берегам озер. Эта группа была изолирована от остальных территорий озерами, болотами, непроходимыми лесами».

Самостоятельную группу в составе тоболо-иртышских татар составляли курдакско-саргатские татары. Все татары этой группы были оседлыми, их хозяйство и культура мало чем отличались от таковых у тюменских и тобольских татар.

«На огромных просторах Барабинской степи, расположенной между Иртышем и Обью, жили барабинские татары. В XVI – начале XVII вв. существовало более 10 племенных и родовых подразделений барабинских татар. В XVII – XVIII вв. среди них выделялись барабино-чановские, любейско-тунусские и теренино-чойские, но в XIX в. у барабинцев исчезло представление о делении их на группы и племена».

Томские татары (эуштинцы) в конце 16 и в 17 веках занимали территорию бассейна Томи. «Археологические, лингвистические и другие источники свидетельствуют о том, что томские татары – одна из наиболее древних групп татар, истоки которых восходят к сибирским тюркским курганам периода до нашей эры». В 17 веке томские татары делились на оседлых и кочевых и жили в разных волостях: в 8 волостях –оседлые и в 4 волостях – кочевые.

Эти группы отличаются друг от друга незначительными особенностями в говоре, хозяйственной деятельности.

Сильное влияние на этническое развитие сибирских татар оказали бухарцы сибирские и поволжско-приуральские татары, переезжавшие в Сибирь с 16 по 20 века. Когда Сибирь начали осваивать русские «в расселении всех групп сибирских татар произошли существенные изменения (укрупнение населенных пунктов, изменение границ территории проживания и др.)»

Себер татарлары возделывали пшеницу, рожь, овёс и просо, разводили разнообразный скот. Барабинские татары ловили рыбу в озерах, тоболо-иртышские занимались речным рыболовством и охотой. И рыболовство и охота занимали очень важное место в хозяйственной деятельности этих групп. Отдельные группы с давних пор занимались кожевенным ремеслом, изготовлением посуды, готовили сани летом, а телеги зимой. Изготавливали лодки. Тюменские и ясколбинские татары плели веревки из мочала и короба из ивовых прутьев, вязали рыболовные сети.

На городище древней столицы Сибирского ханства археологи в двухметровом культурном слое обнаружили много железные сошников, серпов, кос-горбуш, каменных ручных жерновов, более ранние наконечники стрел и копий, топоры, иглы. Тут же находились литейные формы, обломки керамической, медной и чугунной посуды, украшения. Сибирское население вело активную торговлю, здесь проходил древний караванный путь. Вывозились из Сибири меха, кожа, рыба, мамонтовая кость, шерсть. Из Азии в Сибирь ввозились: чай, бумага, сушеные фрукты, украшения, железные изделия, сундуки, фарфор, стекло, зеркала. При раскопках были найдены серебряные монеты с арабскими надписями.

Деревни свои, которые еще назывались аулы, йорты, улусы, аймаки, сибирские татары располагали по берегам рек и озер. Вся деревня могла быть построена вдоль берега реки. В других случаях делали прямые улицы и дома располагали по обеим их сторонам. После принятия ислама в центре тех деревень, которые могли себе это позволить, ставилась мечеть с присущим сибирскому региону архитектурным обликом, то есть деревянный сруб с довольно приземистым минаретом над входной зоной. Кладбища располагали неподалеку от села. На могильном холме женщины ставилось два деревянных столба - в изголовье и у ног. На могиле мужчины - один столб с полумесяцем.

Жилища ставили самые разнообразные: срубные, глинобитные, дерновые и кирпичные, но могли жить в землянках и полуземлянках. Центральное место в жилищах занимали «нары, покрытые коврами, войлоком, уставленные по краям сундуками и постельными принадлежностями. Из мебели в домах были столики на низких ножках, полки для посуды (у состоятельных – шкафы, стулья и другая мебель)».

С давних пор сибирские татары в селения объединялись по соседско-территориальному принципу, хотя в некоторых местах долгое время сохранялись родоплеменные отношения. «До первой половины XIX в. основную массу татарского населения Западной Сибири составляли ясачные люди – рядовые общинники. Среди сибирских татар были группы служилых татар-казаков, захребетных (зависимых) татар, оброчных чувальщиков (платили подать с чувала – печи), а также прослойки дворян, купцов, духовенства».

Представители знати носили титулы: беев, беков, ясаулов, мурз, огланов. Основное ядро знати составляли родовые князьки небольших татарских племен. Сюда же входили члены семьи самого хана. Видную группу сибирских феодалов составляла служилая знать, находившаяся на содержании самого хана. «Из русских летописей известно о существовании при ханском дворе «думчего царева» – карачи».

Одной из главных жизненных ценностей у сибирских татар всегда считалась семья - цэйлэ. Одна из старых пословиц гласит: ирен хврмэтлэгэнне улы хврмэтлэр, хатынын хврмэт-лэгэнне цысы хврмэтлэр (женщина, уважающая мужа, получит уважение от сына, мужчина, уважающий жену, получит уважение от дочери). Женщина у сибирских татар была хранительницей устоев семьи. Измена жены была почти невероятным событием, с такой женщиной община не имела общих дел: «изменившая мужу в мир не войдет». Мужчина являлся не только бесспорным главой семьи, он имел право голоса при решении вопросов, стоявших перед всей общиной, которая и определяла, насколько он достоин уважения. Жена должна быть сдержанной в речах, муж — сдержанным в поведении. Муж — главный добытчик в семье, жена должна уметь сохранить и умело использовать заработанное мужем.

«Дети - главное богатство традиционной татарской семьи, их любят, балуют, сравнивают со сладостями, украшениями, светом…». Дети должны уважать родителей и доверять им. Все просто.