В 1558 г., Григорий Строганов, добившись аудиенции у Ивана Грозного, так описывал прикамские земли: «…места пусты, лесы черны, речки и озера дики… и нет в тех местах ухожаев никоторых… и дани никоторые не идут». В ответной царской жалованной грамоте было написано: «…на том пустом месте ниже Великие Перми …городок поставить, где бы место было крепко и усторожливо, и на городе пушки и пищали учинити…и около того городка по речкам и по озерам лес сечи, и пашни распахивать, и дворы ставить…».
Конечно же, пермские земли к тому времени не были «пусты». Жившие в тех землях пермяне на протяжении многих веков занимались охотой, рыболовством, собирательством, которые не потеряли своего значения даже с появлением земледелия и животноводства. Земледелие долгое время оставалось переложным и подсечным. Из земледельческих культур выращивали преимущественно рожь, ячмень и овес, а из домашнего скота – коров, лошадей, овец. На более плодородной почве южных земель Перми раньше перешли к пашенному земледелию и выращивали рожь, ячмень, овес, пшеницу, горох, лен и некоторые другие культуры. Из домашнего скота держали коров, лошадей, овец, свиней и птицу.
Но Строгановы, сумевшие убедить царя в безлюдности этих мест, получили для освоения 3,4 млн. десятин земли. На двадцать лет царь освобождал их от всяких налогов, но обязывал «городки ставить, сечь лес, пашни пахать, соль варить».
Соль была одной из основных целей империи Строгановых. Здесь ее добывали очень давно из соленых подземных источников и озер. В такой источник опускалась шкура животного, после ее высушивали и скребли специальным каменным скребком. Соли таким способом добывалось за один раз совсем чуть-чуть. «Позднее, примерно тысячу лет назад, предки коми-пермяков усовершенствовали технологию. … рассол сначала выдерживали – настаивали в особой яме, после выпаривали на открытом огне в плоской большой сковородке». Примерно так же добывали поморскую соль.
«В те времена соль стоила достаточно дорого, ведь она была не только приправой, но и консервантом. Соль позволяла дольше сохранять продукты, а значит, содействовала торговле и путешествиям. Без припасов на русском севере выжить было очень трудно. Поэтому соль была важным продуктом и, когда цены на соль стали недоступны москвичам, они в 1648 г. восстали. Строгановы же добывали в XVIII веке до 3,5 млн. пудов соли».
Для соляного промысла необходима была масса людей с различными навыками. Процесс требовал много двор, а значит и дровосеков. Нужны были кузнецы, корабельщики, грузчики, штурманы, бурлаки, крестьяне и животноводы. «Уже к концу XVI века пермские земли стали относительно безопасными и активно осваивались. Строгановы строили города и крепости, дороги и храмы. Для охраны своих варниц и людей Строгановы построили острожки-крепости – Очерский, Сылвенский, Яйвенский. Основали свою первую «столицу» - Новое Усолье, где и сейчас стоят прекрасные Строгановские храмы».
Но и задолго до Строгановых в этих землях водились искусные мастера. Предки коми-пермяков на протяжении полутора тысяч лет развивали искусство медно-бронзового литья. Они изготавливали из бронзы и меди различные украшения в виде фигур животных, фантастических существ и людей, широко известные в России и мире под названием «пермский звериный стиль». А с приходом православия в этих землях появилась и прекрасная храмовая деревянная скульптура. С новой (после язычества) религией было связано и появление православных календарных праздников, хотя на их фоне сохранились народные праздники, связанные со сменой времен года и сельскохозяйственными занятиями населения, а также некоторые языческие обряды. Из сохранившихся до наших дней особое место занимают обряды культа предков. Жители северных районов ходят на могилы «древних» с корзинами, нагруженными подарками в виде платков, полотенец, кусков ткани, поясков, денег и различной снедью.
Если говорить о снеди, то главным продуктом питания был хлеб. Его называли особым словом – нянь. Свадьбы, похороны, крестины, христианские праздники и языческие обряды всегда сопровождались приготовлением рыбного пирога, пельменей и каравая.
Особое значение в народной кухне всегда имели травы: «листья и стебли пикана – сныти, люди употребляли в пищу в виде основного блюда и в виде добавок в окрошку или в различные соусы. Настоящим брендом коми-пермяцкой кухни стали пистики – молодые побеги полевого хвоща. Приготовленные из них каша, суп, пельмени, пироги отличаются необычным вкусом и полезными свойствами». Ели парёнки – пареные в русской печи блюда из репы и брюквы. Мясо в рационе пермяков было самое разнообразное. Удачливые охотники приносили из леса рябчиков, глухарей, зайцев, кабанов, лосей. Рыбой жители тоже не были обделены. Рыбная и мясная кухня сопровождалась блюдами из брусники, клюквы, морошки, черники и так далее. Запивали все это великолепие напитками ырöш - овсяный квас и сур - напиток из ржаного солода.