// Многонациональная Россия

Коми-пермяки

Коми-пермяки
Численность народа: 95000

Жил-был Кудым-Ош – сын могучей колдуньи и медведя. Отец его был вождем одного из родов коми-пермяков. После того, как отец погиб, Кудым-Оша стал новым главой рода и получил жезл и четырёхугольное изображение медведя, которое он постоянно носил на груди.

Кудым-Ош обладал магической силой. Он был неуязвим для топора, мог три раза ожить, будучи смертельно раненным стрелой. Для этого ему нужно было всего лишь прижаться полученной раной к земле. Мог Кудым-Ош вызвать на реке бурю, чтобы отогнать нападавших врагов. Из одной из своих поездок он привёз семена различных злаков и научил земляков выращивать хлеб. Им были изготовлены первые железные орудия и придуманы лодки взамен устаревшим плотам.

Когда пришло время жениться, по совету колдуньи отправился Кудым-Ош свататься к мансийской княжне Костэ. Колдунья мечтала погубить героя, поскольку знала, что никто потенциальных женихов Костэ не вернулся назад. Увидев безобразное мохнатое лицо невесты, все отказались от своих намерений и были казнены по приказу мансийского князя. На самом деле Костэ была красавицей, но её мать, чтобы дать дочери возможность самой выбрать жениха, обклеила ее лицо кусочками телячьей шкуры. «Когда Кудым-Ош вошёл в шатёр, в котором находилась княжна, пред ним предстала девушка с прекрасными глазами, но безобразным лицом. Костэ поняла, что это её суженый, она оторвала кусочек шкуры и показала, что под ней нежная белая девичья кожа. Тогда Кудым-Ош подтвердил князю своё желание жениться на его дочери. Мать очистила лицо Костэ от шкуры. Было сыграно две свадьбы: одна на родине Костэ, а другая – на родине жениха».
 
 Кудым-Ош жил очень долго, 150 лет. К нему приходила смерть, но он, зная, что еще нужен своему народу, прогнал её. Когда  же время пришло,  собрал Кудым-Ош всех сородичей и сказал, что сразу после его смерти у него изо рта пойдёт пена, и кто мизинцем соберёт эту пену, тому перейдёт часть его богатырской силы. Повелел богатырь схоронить себя в долбленом кедровом гробу, опоясанном железными обручами, сказав, что когда-нибудь еще вернется на эту землю.

Таков был по легенде один из прародителей коми-пермяков.

Исторический расклад примерно следующий:

  1. конец IX - VI тысячелетия до нашей эры - далекие предки коми, финнов, венгров, ненцев и ряда других народов в период верхнего палеолита и мезолита составляют единую крупную этнолингвистическую общность – уральскую;

  2. V-IV тысячелетиях до нашей эры - уральская общность разделилась на самодийскую (предки ненцев, нганасан, селькупов и некоторых других народов) и финно-угорскую;

  3. II тысячелетие до нашей эры -  формирование этнокультурных областей, начало выделения отдельных союзов племен;

  4. I тысячелетии до нашей эры - выделяются прибалтийско-финская (предки финнов, карел, эстонцев и некоторых других народов) и пермская общности, в последнюю входили предки современных коми, коми-пермяков и удмуртов;

  5. V век нашей эры - объединявшая коми и коми-пермяков общность прекратила свое существование.

«Археологи выделяют ломоватовскую и родановскую культуры VI-XV вв., которые напрямую связывают с коми-пермяками. Памятники этих культур обнаружены на обширной территории – от Камско-Печорско-Вычегодского пограничья на севере до нижнего течения р. Чусовой на юге, от верховьев Камы на западе до предгорий Урала на востоке. Эта территория совпадает с границами Перми Великой, центром которой была Чердынь».

Древние коми-пермяки имели обширные связи с предками манси (вогулов), проживавшими в Приуралье. И это не только легенда. Свои следы древние манси оставили в виде топонимов, предметов быта и украшений. Тесными были связи коми-пермяков с тюркским мусульманским населением Волжской Булгарии (Нижнее Прикамье и Средняя Волга). Активно торговали с Ближним Востоком и Средней Азией. В местах проживания коми-пермяков обнаружены серебряные блюда и монеты из Византии и Ирана.

«Начиная с XI века на территорию проживания коми-пермяков из Новгородской земли стали проникать отряды ушкуйников, приходившие за пушниной и данью. По мере роста влияния новгородцев земли по Верхней Каме стали считаться волостями Новгородской земли. Однако вскоре у новгородцев появились соперники в лице ростово-суздальских, а позднее и московских князей. Земли Перми Великой нужны были московским князьям для борьбы с Казанским и Сибирским ханствами. В XV веке началось создание русских поселений. В середине XV века московские князья стали назначать для управления Пермью Великой своих наместников, а в 1472 году эти земли официально вошли в состав Русского государства. … В первой четверти XVIII века коми-пермяки проживали, в основном, в 4 погостах Чердынского уезда (Гайнский, Косинский, Юксеевский и Верх-Язьвинский) и 9 погостах Соликамского уезда (Кудымкарский, Майкорский, Кылосовский, Ёгвинский, Георгиевский, Богородский, Николаевский, Юсьвинский, Купросский). Сложившаяся в это время территория расселения коми-пермяков с незначительными изменениями сохраняется до наших дней».

Словарь Брокгауза и Ефрона в 19 веке так представлял коми-пермяков: «Коми-пермяки ростом ниже среднего, имеют сложение более слабое, чем у коренных русских; волосы по преимуществу белокурые, русые или рыжеватые, глаза серые, нос часто вздёрнутый, лицо широкое, борода небольшая, хотя встречаются особи и с тёмно-русыми волосами, карими глазами, смуглой кожей, более продолговатым лицом и тонким носом».

В 1925 году образован Коми-Пермяцкий национальный округ – первый национальный округ в СССР. В 1977 году Коми-Пермяцкий национальный округ был преобразован в округ автономный. 1 декабря 2005 года путем объединения Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской области образовался Пермский край, в котором Коми-Пермяцкий округ является административно-территориальной единицей с особым статусом. Численность народа примерно 95 тысяч человек.

 



В 1558 г., Григорий Строганов, добившись аудиенции у Ивана Грозного, так описывал прикамские земли: «…места пусты, лесы черны, речки и озера дики… и нет в тех местах ухожаев никоторых… и дани никоторые не идут». В ответной царской жалованной грамоте было написано: «…на том пустом месте ниже Великие Перми …городок поставить, где бы место было крепко и усторожливо, и на городе пушки и пищали учинити…и около того городка по речкам и по озерам лес сечи, и пашни распахивать, и дворы ставить…».

Конечно же, пермские земли к тому времени не были «пусты». Жившие в тех землях пермяне на протяжении многих веков занимались охотой, рыболовством, собирательством, которые не потеряли своего значения даже с появлением земледелия и животноводства. Земледелие долгое время оставалось переложным и подсечным. Из земледельческих культур выращивали преимущественно рожь, ячмень и овес, а из домашнего скота – коров, лошадей, овец. На более плодородной почве южных земель Перми раньше перешли к пашенному земледелию и выращивали рожь, ячмень, овес, пшеницу, горох, лен и некоторые другие культуры. Из домашнего скота держали коров, лошадей, овец, свиней и птицу.

Но Строгановы, сумевшие убедить царя в безлюдности этих мест, получили для освоения 3,4 млн. десятин земли. На двадцать лет царь освобождал их от всяких налогов, но обязывал «городки ставить, сечь лес, пашни пахать, соль варить».

Соль была одной из основных целей империи Строгановых. Здесь ее добывали очень давно из соленых подземных источников и озер. В такой источник опускалась шкура животного, после ее высушивали и скребли специальным каменным скребком. Соли таким способом добывалось за один раз совсем чуть-чуть. «Позднее, примерно тысячу лет назад, предки коми-пермяков усовершенствовали технологию. … рассол сначала выдерживали – настаивали в особой яме, после выпаривали на открытом огне в плоской большой сковородке». Примерно так же добывали поморскую соль.

«В те времена соль стоила достаточно дорого, ведь она была не только приправой, но и консервантом. Соль позволяла дольше сохранять продукты, а значит, содействовала торговле и путешествиям. Без припасов на русском севере выжить было очень трудно. Поэтому соль была важным продуктом и, когда цены на соль стали недоступны москвичам, они в 1648 г. восстали. Строгановы же добывали в XVIII веке до 3,5 млн. пудов соли».

Для соляного промысла необходима была масса людей с различными навыками. Процесс требовал много двор, а значит и дровосеков. Нужны были кузнецы, корабельщики, грузчики, штурманы, бурлаки, крестьяне и животноводы. «Уже к концу XVI века пермские земли стали относительно безопасными и активно осваивались. Строгановы строили города и крепости, дороги и храмы. Для охраны своих варниц и людей Строгановы построили острожки-крепости – Очерский, Сылвенский, Яйвенский. Основали свою первую «столицу» - Новое Усолье, где и сейчас стоят прекрасные Строгановские храмы».

Но и задолго до Строгановых в этих землях водились искусные мастера. Предки коми-пермяков на протяжении полутора тысяч лет развивали искусство медно-бронзового литья. Они изготавливали из бронзы и меди различные украшения в виде фигур животных, фантастических существ и людей, широко известные в России и мире под названием «пермский звериный стиль». А с приходом православия в этих землях появилась и прекрасная храмовая деревянная скульптура. С новой (после язычества) религией было связано и появление православных календарных праздников, хотя на их фоне сохранились народные праздники, связанные со сменой времен года и сельскохозяйственными занятиями населения, а также некоторые языческие обряды. Из сохранившихся до наших дней особое место занимают обряды культа предков. Жители северных районов ходят на могилы «древних» с  корзинами, нагруженными подарками в виде платков, полотенец, кусков ткани, поясков, денег и различной снедью.

Если говорить о снеди, то главным продуктом питания был хлеб. Его называли особым словом – нянь. Свадьбы, похороны, крестины, христианские праздники и языческие обряды всегда сопровождались приготовлением рыбного пирога, пельменей и каравая.

Особое значение в народной кухне всегда имели травы: «листья и стебли пикана – сныти, люди употребляли в пищу в виде основного блюда и в виде добавок в окрошку или в различные соусы. Настоящим брендом коми-пермяцкой кухни стали пистики – молодые побеги полевого хвоща. Приготовленные из них каша, суп, пельмени, пироги отличаются необычным вкусом и полезными свойствами». Ели парёнки – пареные в русской печи блюда из репы и брюквы. Мясо в рационе пермяков было самое разнообразное. Удачливые охотники приносили из леса рябчиков, глухарей, зайцев, кабанов, лосей. Рыбой жители тоже не были обделены. Рыбная и мясная кухня сопровождалась блюдами из брусники, клюквы, морошки, черники  и так далее. Запивали все это великолепие напитками ырöш - овсяный квас и сур - напиток из ржаного солода.