// Многонациональная Россия

Луговые марийцы

Луговые марийцы
Численность народа: 400 000

Верховный бог Кугу - Юмо пребывал в своем небесном доме на золотом престоле, за "железным забором" и за семью небесами, куда никто не мог попасть, и смотрел на первичный океан. По водам в оперении селезня плавал Йын, его младший брат. Кугу-Юмо велел Йыну нырнуть и достать со дна коричневой глины. Йын сделал это, но отдал брату на всю глину, а утаил часть её в клюве. Дунул Кугу – Юма на глину и сотворил Землю с равнинами, пастбищами, лесами. Йын тоже решил поучаствовать: выплюнул утаённую глину и создал горы.

Из той же глины Кугу-Юмо сотворил человека, а потом поднялся на небо за душой для него. Сторожем незаконченному человеку назначил собаку без шкуры. Младший брат Йын, завидовавший старшему, задул холодным ветром и прельстил лысую собаку меховой одеждой. Пока собака одевалась, Йын оплевал глиняное тело и загадил его. Вернувшийся Кугу-Юмо пришёл в полное отчаяние и, не надеясь снять когда-нибудь с тела всю грязь, скрепя сердце, решил вывернуть тело наизнанку. «Вот отчего у человека такая грязная внутренность и из-за этого он подвержен болезням и греху».

Однако это не помешало Кугу-Юмо отдать за человека по имени Мари свою прекрасную дочь Юмын удыр и «от них появился народ марийцы».

Самая многочисленная этнолингвистическая группа среди них -  марийцы луговые. Луговых марийцев насчитывается около 400 тысяч. «Формирование этнографической группы произошло в IX—XVI вв. в зоне компактного расселения марийцев, преимущественно в междуречье Большой Кокшаги и Вятки. Её основу составили расселившиеся в Ветлужско - Вятском междуречье территориальные земляческие союзы, идентифицирующие себя по названию рек. В ходе многовекового совместного проживания под влиянием тесных контактов с удмуртами и коми, а также татарами, чувашами и русскими выработались общие, отличные от горных мари, особенности в языке, хозяйственной деятельности, быту, образе жизни, психологическом складе, менталитете».

Еще их называют олык марий, а раньше звали луговыми черемисами. Черемисами марийцев прозвали русские. С 15-16 века русские источники отличают черемису горную и луговую. Это связано в первую очередь с тем, что жители горной стороны всё чаще и теснее контактируют с русскими и в середине 16 века годах переходят в подданство русского царя, в то время как «луговые марийцы практически всецело находятся в ареале татарского (казанского) влияния. Это различие в конечном счёте привело к окончательному разделению горных и луговых марийцев»

Во время взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году луговые марийцы представляли собой значительную военную силу и сражались на стороне Казани. У них складывается отдельная административно – военная организация и возникает прослойка военных предводителей -«сотников» и князей. После падения Казани вместе с татарами луговые черемисы продолжали жесткое сопротивление, закончившееся только через 30 лет. «Иван Грозный обратился к марийцам, обещая им амнистию.

Непримиримая часть марийцев не сложила оружия и сражалась и в 1574 г. Они вместе с казанцами воевали около Казани и в нижегородских землях. В апреле 1574 г. на Луговую сторону вторглось значительное русское войско, которое подавило восстание. В том же году русские построили на марийских землях город Кокшайск для контроля над территорией и водными путями».

А вот так звучит краткий курс по истории марийского участия во взятии Казанского ханства в устах аборигенов: «Когда Иван Грозный шел брать Казань, он проходил мимо марийских поселений. И попутно решил их тоже взять, раз уж зашел. И горные племена были сговорчивее луговых, стали без шума и пыли присоединяться к русским, покрестились типа добровольно. А луговые бунтовали и уходили в леса. ... луговые марийцы с тех пор считают горных предателями и перебежчиками. А Иван Грозный тогда основал Йошкар-Олу, в те времена Царевококшайск».

Последнее крупное восстание датируется 90-ми годами 16 века. Русские начали отправлять в земли луговых марийцев сборщиков податей и своих глав администрации, что вызвало новую волну активного сопротивления.

«Весной 1583 г. русские основали Козьмодемьянск и опустошили Луговую сторону. Зимой 1583—1584 г. царь направил новое войско против луговых марийцев, однако и к лету 1584 г. восстание марийцев еще не было подавлено». Только в 1585 году луговые черемисы принесли присягу царю Федору Иоанновичу.

Установление русской власти сопровождалось насильственной христианизацией, однако луговым марийцам, как, собственно, и горным и восточным, по большей части удалось сохранить свою языческую веру и донести ее до сегодняшних дней: «… луговые марийцы были крещены не поголовно  и никогда не воспринимали православие как свою религию, продолжая придерживаться на практике народных обрядов и верований».

С древних времен они посещают священные рощи, которые на марийском языке называются кусото. Кусото - отдельно стоящий участок леса, посередине которого произрастают главные деревья (дуб, берёза), завешанные вышитыми полотенцами. Между деревьев, как правило, устраивают алтарь и столы для жертвоприношений, рядом сооружают очаг, над которым в праздники подвешивают котлы. Для марийцев каждое дерево имеет своего духа, а «старшие деревья» имеют божественную природу: «озираясь и вслушиваясь проходит к липе шочын-авы - одному из главных деревьев, а всего их здесь шесть: береза петро-ош-кугу-юмо - большого белого бога Петра, липа мер-кугу-кече-юмо - большого общего солнечного бога, липа кюдырчан-юмо - громовика, липа тюнямбал-серлагыш - хранителя вселенной, береза шбр-шбрвал-ер-юмо - бога молочного-сливочного озера, и вот она шестая - липа шочын-авы - матери рождения». Деревья умеют помогать, прощать или наказывать, обижаться, лечить, выполнять различные просьбы. В рощах проводятся моления и совершаются обряды. Самое большое и красивое дерево играет важнейшую роль, оно считается главным. В священной роще нельзя шуметь и петь. Главному Богу приносят дары: хлеб, мед, блины.

Луговые марийцы с древних времен занимались земледелием. Выращивали рожь, овес, гречиху, репу, ячмень, сажали овощи и плодовые деревья для своих нужд. Разводили скот: коз, коров, овец, лошадей. Ловили рыбу и охотились, занимались лесозаготовками, смолокурением. Жили традиционно в деревянных избах с двускатной крышей. Обязательным атрибутом дома была русская печь, а все остальное очень просто: вдоль стен размещались лавки, на стенах имелись полки для икон и посуды. Спали на кроватях или нарах. В теплое время года еду часто готовили в летней кухне - небольшой постройке с земляным полом. Зажиточные марийцы строили большие двухэтажные кладовые. Внизу хранили продукты питания, а на втором этаже - ценную утварь.