// Многонациональная Россия

Ульчи

Ульчи
Численность народа: 2765

«Когда люди спустились на берег Амура, увидели три сопки, закрывавшие место от ветров. Людям  понравилось это место, но чтобы жить здесь, нужно было «договориться» с его духами. Это мог сделать только шаман. Он сказал: «Если я воткну посох, и он встанет вертикально, здесь будете жить вы, ульчи. Посох устоял. С тех пор ульчи живут в Булаве». Это первая легенда.

Вторая представляет собой в некотором роде продолжение первой, потому что с местом-то определились, но это как визу получить, а надо было еще разрешение на ПМЖ. Для  этого представительница легендарного (до сих пор существующего) рода Росугбу заключила договор с духами тайги.

«...Пришло время встречи с хозяином тайги Дуэнте-эдени. Он предстал перед нашей женщиной в образе высокого и крепкого старика.
 – Хоитдилате! Что же поделаешь! – воскликнул Дуэнте-эдени. – Раз ты, женщина из рода нани, стала женой мужчины из рода таёжных людей Дуэнтэ-ни, то отныне эти два рода породнились. Отныне я, Хозяин тайги, Дуэнтэ-эдени, буду помогать нани в охоте, посылать богатую добычу и удачу в таёжном промысле. Но есть у меня условие – нани должны всегда соблюдать закон тайги – добывать столько, сколько нужно для поддержания жизни народа нани, беречь зверей и птиц, деревья и всю тайгу, а ещё – уважать и почитать своих таёжных родственников – Дуэнтэ-ни. И пока вы, нани, будете соблюдать этот закон, удача и благополучие будут с вами».
   

Нани – самоназвание ульчей, а когда-то они называли себя «мангунами», от Мангу — Амур, Мангу най — «люди Амура».

В составе ульчей имеются роды разного происхождения: нивхского (роды Ангин, Холгой, часть Дуван, Дяксуа), нанайского, орочского, айнского, маньчжурского, эвенкского, негидальского. Происхождение ульчей связано с постоянным взаимодействием с соседями по бассейну Нижнего Амура. Там, где сегодня живут разные амурские народы, находились неолитические стоянки рыбаков и охотников из племен мохэ, тюркских, монгольских, айнских. Конечно же, вопрос о происхождении ульчей не имеет однозначного ответа. Одни исследователи говорят о родстве ульчей с монголами, другие – с тунгусами, но большинство утверждает, что ульчи существовали до пришествия других племён как самостоятельный амурский народ. Говорят также, к началу нашей эры ульчи ассимилировались с айнами – одной из коренных народностей Сахалина и Японских островов, осевших в окрестностях будущей Булавы.

Аборигены Амура - ульчи издревле поклонялись солнцу, изображая его в образе небесного оленя  или туго скрученной спирали.

Важными для ульчей были космические сферы, которым они также поклонялись, приносили жертвы и угощения, старались не обижать. Весь мир ульчи делили на Верхний бакт, Средний и Подземный, куда души умерших уходили и жили там обычной жизнью. Молились различным богам, в случае болезни обращались к звездам и солнцу.

Первые известия русских об ульчах относятся к 17 веку. В «отписках» русских казаков-землепроходцев они зафиксированы под именем нгатки и лонки. Последний этноним был названием одного из ульчских родов.

Круглогодичное рыболовство — главная отрасль традиционного хозяйства ульчей. Наибольшее значение имела добыча проходных лососей: летней и осенней кеты и горбуши. Основные пути к местам нереста проходили по правому берегу Амура, что обусловило преимущественное расселение ульчей. Были у них «месяц лова горбуши» - уоро бени, «месяц летней кеты» - сильчи бени , «месяц осенней кеты» - дава бени. Рыболовство обеспечивало ульчей самым необходимым: едой, материалами для одежды, обуви, утвари. Ульчи почитали духа реки - тэму. От него зависел улов. Перед рыбалкой ульчи молятся, говорят: «На бакару, бира бакару» - сопка, небо, Амур, дай удачи. Подносят тэму дары и ждут ответа. Если рыбаки увидят орла, слетевшего со скалы – это хороший знак, значит, день будет рыбный.

Рыба и была основной пищей. Из мякоти делали сушено-вяленую юколу, костяк использовали на корм собакам. Дальше юколу ели сырой или размачивали, а потом поджаривали на углях. Из нее же варили супу с дикорастущими травами, кореньями и клубнями. Юкола незаменима была на долгой охоте. Сырую рыбу тоже любили. Она шла на супы без соли с приправой из дикоросов, либо ее жарили на узкой длинной решетке из проволоки. Делали рыбную муку. Весной ели каси — вареную, мелко изрубленную и перемешанную с диким луком вяленую корюшку. «Из кожи кеты, ленка, сазана, амура готовили моси: сухую кожу вымачивали, соскоблив чешую, и варили до полного разваривания. Затем деревянным пестиком растирали с теплой водой и рыбьим жиром, добавляли ягоды черемухи, стланиковые орехи, бруснику, сарану, толченые желуди и разливали в деревянные чашки, где масса застывала в виде студня».

Важное место в питании занимали съедобные растения : черемша, дикий лук, сарана, крапива, лишайники, желуди, брусника, голубика, малина, черная смородина, шиповник. Собирательством занимались женщины и дети.

Из толченых ягод черемухи делали тесто, пекли лепешки. Древесные грибы клали в суп или жарили. По берегу пролива собирали морскую капусту, варили из нее студень или суп. Из чумизы (черного риса) варили баду — жидкую кашу без соли, летом и осенью в нее добавляли свежую икру кеты или горбуши.

В конце марта — начале апреля небольшие артели отправлялись с Амура на добычу нерпы, тюленей, сивучей. До места промысла дощатые лодки тащили по снегу собаки, возвращались в мае по воде. Животных били гарпунами, позже пришло время огнестрельного оружия. Мясо нерпы любили только свежим, широко использовали сырой нерпичий жир.

Важную роль в жизни и хозяйстве играл и круглогодичный промысел лося, оленя, кабарги, косули, медведя, сезонной птицы. В пищу шли медвежатина, лосятина, оленина, зайчатина, в большом количестве дикие утки, гуси, рябчики, куропаток. Мясо чаще всего варили,сырыми ели легкие, печень, мозг, мясо с ног оленей, лосей. Конечно же, мясо сушили впрок, толкли в порошок и варили с травами или, размочив, жарили на вертеле.

Тут нельзя не упомянуть о «медвежьем празднике», который был у всех народов, охотящихся на медведя.  У ульчей это были «медвежьи игры». Год за годом они устраивали бэюмбэ хопуву, где приносили в жертву Дуэнтэ-эдени медведя, и таким образом обеспечивали себе удачу ещё на год. Медвежий праздник в целом – это поминание родителей. Для его проведения возводился ритуальный комплекс. Строились такту - амбар на сваях, харгу - зимний дом для приёма гостей, сруб для содержания медведя, кэрэн – гробницу и орочу - площадку для жертвоприношения. Ставился ритуальный столб, который разгонял злых духов и усиливал все хорошее, что было в людях.

 

«Столбы являлись атрибутами шамана, связывали земной и небесный миры, от чего молитвы людей быстрее достигали верховного бога Баэндури»

Пушной промысел имел подсобное значение. Во время пушного промысла ели мясо белок, соболей, рысей. Соболь был главным объектом пушной охоты. Охотники за пушным зверем объединялись в небольшие артели и, оставив семьи в зимних селениях, на три-четыре месяца уходили далеко — в долины Амгуни, Тумнина, Горина, ездили на Сахалин. Пушнину обменивали у китайских, маньчжурских, японских, позднее — якутских и русских купцов на ткани, металлические инструменты, сельскохозяйственные продукты, украшения .