// Многонациональная Россия

Телеуты

Телеуты
Численность народа: 2643

Они же тадар, они же байат-пачат, теленнет, теленгеттер, паяттар, татарлар. Вот сколько самоназваний у прежде многочисленного народа. 

На сегодняшний день, по переписи населения от 2010 года, их осталось 2650 человек. Именно такое количество людей признают свою этническую принадлежность к этой группе монголоидной расы. Живут они в нескольких населенных пунктах Кемеровской области и включены в состав народов Севера. Однако «пришли» телеуты  из южно-сибирских степей и предгорий Алтая. Свое происхождение народ ведет от племени хуннов.

Селение телеутов

Раннюю историю любого племени традиционно можно отследить по завоеваниям. Так первое упоминание о теле (древнетюркский этноним, от которого произошло название телеуты) датируется 391 годом. Тогда их покорили табгачи – древнемонгольский кочевой народ.  А в 403 теле покорились другому древнемонгольскому племени – жужаням. Примерно через 80 лет, к концу пятого века, телеуты оправились после поражений, захватили две хуннских колонии Гаочан и Юебань и ненадолго создали с китайцами союзное государство Гаогюй.

Военная история теле и дальше пестрит экзотическими именами и названиями вплоть до 930 года: эфталиты, Мивоту, Ифу, Футу…  Затем почти на триста лет упоминания о телеутах исчезли из исторических источников. Вероятно, все оставили их в покое. Однако в 1207 году теле покорил старший сын Чингисхана Джучи - военачальник, участвовавший в походах в Среднюю Азию. После раскола империи Чингисхана они перешли под эгиду его среднего сына Угэдея, затем вошли в состав конфедерации ойратских кочевых объединений – Ойратское ханство. И лишь в 16 веке обрели снова свою независимость.

На протяжении двух веков теле кочевали на территории между реками Иртыш и Томь, по обеим сторонам Оби. Этот массив так и назывался – Телеутская землица. Впрочем, говорить, что телеуты только кочевали, было бы не совсем верно. К этому времени у народа сложились две системы хозяйствования: кочевые скотоводы горно-степной зоны и пешие охотники таежно-степной зоны.  А с 17 века стало развиваться оседлое земледельческое и скотоводческое хозяйство. Сеяли ячмень, рожь, овес, пшеницу, просо. На севере Горного Алтая разводили табуны лошадей, крупный рогатый скот, держали свиней и коз. Коней метили тавром. Каждый род имел свое собственное тавро.

Охотились верхом  на зайцев, лисиц, волков. Зимой ходили на лыжах на медведей, колонков, ласок, соболей, лосей, косуль, маралов, диких коз, рысей. Добывали и «мелочь» типа сурков, барсуков, сусликов, кротов, хорьков. Ловили уток, глухарей, рябчиков, перепелок. Даже разводили пчел. Стол среднего телеута изобиловал разнообразием.

Жили в полуземлянках, в которых было до 4-х комнат. К 20 веку уже строили каркасные конические «вигвамы» из жердей и коры. Внутри жилище делилось на женскую и мужскую половины. 

Браки заключались двумя способами: сговором (куды) или умыканием. После сватовства шло мирение - яраштык и пир - той. Калым за невесту состоял из 2-3 лошадей, туши кобылы или барана и денег. В приданное входили входили платья, шубы, домашняя утварь и постельные принадлежности. Свадебный наряд шили из красной материи снаружи,  с синими лентами на изнанке. До начала XX века практиковались браки с несовершеннолетними, когда половозрелую девушку выдавали за 12-летнего мальчика.

К пиру готовили блюда традиционной кухни: бараний бульон с кусочками теста, луком и мясом - тутмаш, колбасу из овечьей или конской крови с луком или чесноком - кан, тонко нарезанные кусочки овечьих внутренностей, сала, перевязанные тонкой кишкой - тъоргом, большие пельмени в форме полумесяца, пироги, блины. Запивали все молочной водкой – аракы.

С учетом того, что охотились на сусликов, сурков, барсуков, в обычные дни варили из них супы. Ели вяленое конское мясо и засоленный подшейный жир лошади. Традиционными напитками и продуктами из молока считаются айран, чегень, сыры, варенец, сметана.

Сформировались патриархально-феодально-рабовладельческие отношения. Более сильные племена поглощали слабые или покоряли и облагали их данью. Рабов захватывали во время столкновений с соседями. Улусы в 17-18 веках были объединениями родов - сеоков. Власть в улусе наследовалась в рамках одного «княжеского» рода, при котором подвизались особые кланы лучших людей - укту. Князья в свою очередь подчинялись каану или хану.

17 век поделил телеутов. Одна часть родов сблизилась с русскими покорителями Сибири, ушла под защиту Томского острога и приняла русское подданство. Постепенно ассимилировалась и образовала новую этногруппу татар-калмаков.

Вторая же часть была противником российских властей, имея в качестве союзника мощное Джунгарское ханство. Считается, что в это время телеутское объединение родов достигло наибольшего расцвета. Служа неким буфером между Россией и Джунгарией, телеутские князья всячески отстаивали свою самостоятельность и независимость. Участвовали в войнах с маньчжурами, завоевывали другие алтайские племена и пыталась сохранить свое единовластие над всем алтайским регионом, оказывая постоянное противодействие русскому проникновению. В российских источниках телеуты упоминаются впервые в 1601 году под именем белых калмыков.

https://s9.travelask.ru/system/images/files/001/213/861/wysiwyg_jpg/%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%83%D1%82%D1%8B_002.jpg?1540571559

В 18 веке война Джунгарского ханства с Китаем нанесла очень серьезный урон родам «белых калмыков». Некоторые источники утверждают, что в живых осталось около 10 процентов телеутов. При этом, еще в первые месяцы войны князья - зайсаны предложили коменданту Бийской крепости строить города в любом месте на Телеутской землице, чтобы помочь им избежать уничтожения. Комендант потребовал предоплату: сразу выплатить ясак. Условие было принято без возражений, как и требование поставлять при необходимости 2 тысячи воинов. В 1756 году в бийскую крепость пришли 13 тысяч беженцев. С этого года телеуты стали российскими подданными.

Бывшее улусное объединение телеутов распалось окончательно. Третья часть оказалась рассеянной по большой территории. Частично они слились с другими местными этносами, а частично способствовали образованию новых.

В наше время телеутов относили к этнографической группе южных алтайцев. По мнению же ученых, телеутам принадлежала исключительная роль в генетическом формировании как северных, так и южных алтайцев. В 1991 году их выделили как отдельный народ. 

Родным языком владеет около 30 процентов телеутов, хотя в основном говорят они на русском. Что касается собственно языка, то здесь мнения лингвистов разделились. Некоторые считают телеутский язык самостоятельным, другие относят его к киргизско-кыпчакской группе восточно-хунской ветви тюркских языков

Национальный телеутский праздник «Пельменек», Белово 2019


Есть у телеутов свой чудесный музей.



«Шуна у татар и телеутов самый царь был, руководил татарами. Все подчинялись ему. Он богатырь ведь был. Под землей лежал 90 лет. Даже ни грамма не ел. Он нас русскому царю подарил. В Барнауле, говорят, и сейчас есть его указ, чтобы наш народ был свободен, он указ дал — пятью пальцами о столб ударил, и сейчас все его пальцы на столбе: «Живи, мои татары».

Так рассказывала одна шаманка Елене Батьяновой - старшемунаучному сотруднику Института этнологии и антропологии РАН. В данном случае надо понимать, что разницы между «татарами» и «телеутами» нет, недаром же в самоназваниях присутствует слово татарлар (татары). Однако шаманка идентифицировала себя как крещеную татарку, что не мешало ей быть настоящей шаманкой, потому что «камы (шаманы) могут быть и некрещеные, и крещеные». Собственно, до сих пор традиционная духовная культура телеутов представляет собой смесь из православия, шаманизма, бурханизма, а сейчас еще и протестантизма. Шаманство телеуты считают неотъемлемой чертой своей традиционной культуры.

https://b1.culture.ru/c/63685.800xp.jpg

Камы говорят, что Вселенная состоит из нескольких сфер, а у неба 16 слоев - кат, на которых живут духи-небожители  - ульгени.  Верховный бог Бай Ульген, кроме того, обитает на вершине золотой горы и сидит на золотом троне в золотом дворце. Золото и серебро у телеутов имеет сакральное значение. Свой народ защищает с золотым луком покровительница женщин Маг-ана с серебряными волосами. Покровительницами телеутских родов считают горы «ийик-туу» и почитают их. Покровительницей детей видят молодую, красивую, добрую женщину Май-эне. У телеутов есть ритуал укладывания ребенка в колыбель. Его совершают только в новолуние и только в присутствии старых людей.

В некоторых семьях сохраняется культ «эмегендеров»  - охранительниц беременных женщин и детей. Это тряпичные куклы с бисеринками вместо глаз. Передаются они по женской линии из поколения в поколение. Весной или в середине осени их кормят, приговаривая: «Я кормлю вас, садитесь в передний угол, ешьте все хорошенько. Масло коровье. Кушайте. Наша вера, не сердитесь. Стойте аккуратно. Год за годом вам стоять. Не сердитесь, хворость не тяните в голову, руку, спину»

Кстати, по утверждениям вышеупомянутой шаманки, кукла кукле рознь.  В ее татарской вере самые главные - деревянные кумрюжек. Их тоже угощают и брызгаю вином, а за это они советы дают: «Дверь у нас угощают, огонь угощают. Огонь у нас шибко почетный, самый главный». Есть красочное описание одного камлания, проводившегося в доме:

«Принесли банку воды, вереск, несколько кусочков березовой коры, несколько банок талкана, трехлитровую банку молочной водки — арачки, деревянную ложку и чашку. Обрядили шаманку в «камское» облачение из круглой шерстяной шапочки, темного халата - телен и черного пояса - кур. Достали орбы, очень старую колотушку, обшитую барсучьим мехом. На колотушке висело множество лоскутков и металлические цепочки (шаманка объяснила, что таких цепочек должно быть обязательно три). Ручка колотушки была переплетена прутьями. Оборотов прутьев  было 16, возможно это связано с числом кат на которых проживают ульгени. 

https://b1.culture.ru/c/63599.688x392.jpg

Шаманка сказала, что камлать она будет Эрлик-каану. Цель камлания — излечение приехавшей из Горного Алтая 17-летней девочки. Перед тем как начать камлание, шаманка опустила вереск в араку и окропила ею всю комнату, затем выпила молочной водки из чашки и дала из этой чашки выпить каждому из присутствующих. Затем она начала свое путешествие к Эрлик-каану, громко рассказывая о том, кого и что она встречает на своем пути, и «разговаривая» со «встречными» то на русском, то на «своем» языке. «Путешествие» продолжалось несколько часов. За это время полупарализованная шаманка ни разу не присела, она или стояла, или двигалась по комнате, то пела, то что-то выкрикивала, то ругалась нецензурной бранью, то с кем-то ласково разговаривала».

Телеуты до недавнего времени сохраняли свои традиционные обряды и ритуалы. Принадлежность к христианству совершенно не мешала им приурочивать свои ритуалы к церковным праздникам. Есть свой ритуальный фольклор: заклинания шаманов, пожелания на рождение ребенка, свадьбы, другие семейные торжества – алкыш, плясове песни – табыр и похоронный плач – сыгыт.

Похороны – отдельная история. В древности у телеутов существовал обряд воздушного погребения, как у индейцев, грузин, японцев и пр. Тело умершего подвешивают в воздухе, чтобы предать его воздуху, духу, свету, дереву, в зависимости от верования. 

Захоронение шамана, Фото с места события из других источников

С середины 19 века похороны уже соответствовали православным нормам: исповедь, отпевание, собственно захоронение через 2 дня после смерти. Умершего обряжали в национальный костюм. Однако в пути на кладбище исполняли сыгыт. В гроб клали что-то из любимых вещей покойного, гостинцы для других усопших. Лошадь, везущую гроб, покрывали коврами, обвивали шалями, вплетали ей в гриву ленты. Самый старший член семьи после похорон  объезжал на этой лошади всю родню либо водил ее в похоронном убранстве по знакомым и родне покойного. Все должны были покормить эту лошадь овсом, а провожатого напоить чаем и вином. Во время поминок, которые устраивали на седьмицу и сороковины, обрядовую лошадь закалывали, мясо её съедали, а убранство раздавали. Иногда лошадь отдавали в бедные семьи.

И вот послышались агаш аразында звуки шертме-комыса. Это кайчы сарна «Козийка и Баян-Слу». 

От аланчыка до избы

Шутка, конечно. Но полностью на родном языке звучало бы очень красиво, как послышались между деревьями звуки струнного инструмента, на котором сказитель исполнял героический эпос. А как красиво, наверняка, звучит сам эпос. Или предания тех времен, когда шли телеутско-джунгарские войны. И когда телеуты принимали подданство России.