«Шуна у татар и телеутов самый царь был, руководил татарами. Все подчинялись ему. Он богатырь ведь был. Под землей лежал 90 лет. Даже ни грамма не ел. Он нас русскому царю подарил. В Барнауле, говорят, и сейчас есть его указ, чтобы наш народ был свободен, он указ дал — пятью пальцами о столб ударил, и сейчас все его пальцы на столбе: «Живи, мои татары».
Так рассказывала одна шаманка Елене Батьяновой - старшемунаучному сотруднику Института этнологии и антропологии РАН. В данном случае надо понимать, что разницы между «татарами» и «телеутами» нет, недаром же в самоназваниях присутствует слово татарлар (татары). Однако шаманка идентифицировала себя как крещеную татарку, что не мешало ей быть настоящей шаманкой, потому что «камы (шаманы) могут быть и некрещеные, и крещеные». Собственно, до сих пор традиционная духовная культура телеутов представляет собой смесь из православия, шаманизма, бурханизма, а сейчас еще и протестантизма. Шаманство телеуты считают неотъемлемой чертой своей традиционной культуры.
Камы говорят, что Вселенная состоит из нескольких сфер, а у неба 16 слоев - кат, на которых живут духи-небожители - ульгени. Верховный бог Бай Ульген, кроме того, обитает на вершине золотой горы и сидит на золотом троне в золотом дворце. Золото и серебро у телеутов имеет сакральное значение. Свой народ защищает с золотым луком покровительница женщин Маг-ана с серебряными волосами. Покровительницами телеутских родов считают горы «ийик-туу» и почитают их. Покровительницей детей видят молодую, красивую, добрую женщину Май-эне. У телеутов есть ритуал укладывания ребенка в колыбель. Его совершают только в новолуние и только в присутствии старых людей.
В некоторых семьях сохраняется культ «эмегендеров» - охранительниц беременных женщин и детей. Это тряпичные куклы с бисеринками вместо глаз. Передаются они по женской линии из поколения в поколение. Весной или в середине осени их кормят, приговаривая: «Я кормлю вас, садитесь в передний угол, ешьте все хорошенько. Масло коровье. Кушайте. Наша вера, не сердитесь. Стойте аккуратно. Год за годом вам стоять. Не сердитесь, хворость не тяните в голову, руку, спину»
Кстати, по утверждениям вышеупомянутой шаманки, кукла кукле рознь. В ее татарской вере самые главные - деревянные кумрюжек. Их тоже угощают и брызгаю вином, а за это они советы дают: «Дверь у нас угощают, огонь угощают. Огонь у нас шибко почетный, самый главный». Есть красочное описание одного камлания, проводившегося в доме:
«Принесли банку воды, вереск, несколько кусочков березовой коры, несколько банок талкана, трехлитровую банку молочной водки — арачки, деревянную ложку и чашку. Обрядили шаманку в «камское» облачение из круглой шерстяной шапочки, темного халата - телен и черного пояса - кур. Достали орбы, очень старую колотушку, обшитую барсучьим мехом. На колотушке висело множество лоскутков и металлические цепочки (шаманка объяснила, что таких цепочек должно быть обязательно три). Ручка колотушки была переплетена прутьями. Оборотов прутьев было 16, возможно это связано с числом кат на которых проживают ульгени.
Шаманка сказала, что камлать она будет Эрлик-каану. Цель камлания — излечение приехавшей из Горного Алтая 17-летней девочки. Перед тем как начать камлание, шаманка опустила вереск в араку и окропила ею всю комнату, затем выпила молочной водки из чашки и дала из этой чашки выпить каждому из присутствующих. Затем она начала свое путешествие к Эрлик-каану, громко рассказывая о том, кого и что она встречает на своем пути, и «разговаривая» со «встречными» то на русском, то на «своем» языке. «Путешествие» продолжалось несколько часов. За это время полупарализованная шаманка ни разу не присела, она или стояла, или двигалась по комнате, то пела, то что-то выкрикивала, то ругалась нецензурной бранью, то с кем-то ласково разговаривала».
Телеуты до недавнего времени сохраняли свои традиционные обряды и ритуалы. Принадлежность к христианству совершенно не мешала им приурочивать свои ритуалы к церковным праздникам. Есть свой ритуальный фольклор: заклинания шаманов, пожелания на рождение ребенка, свадьбы, другие семейные торжества – алкыш, плясове песни – табыр и похоронный плач – сыгыт.
Похороны – отдельная история. В древности у телеутов существовал обряд воздушного погребения, как у индейцев, грузин, японцев и пр. Тело умершего подвешивают в воздухе, чтобы предать его воздуху, духу, свету, дереву, в зависимости от верования.
С середины 19 века похороны уже соответствовали православным нормам: исповедь, отпевание, собственно захоронение через 2 дня после смерти. Умершего обряжали в национальный костюм. Однако в пути на кладбище исполняли сыгыт. В гроб клали что-то из любимых вещей покойного, гостинцы для других усопших. Лошадь, везущую гроб, покрывали коврами, обвивали шалями, вплетали ей в гриву ленты. Самый старший член семьи после похорон объезжал на этой лошади всю родню либо водил ее в похоронном убранстве по знакомым и родне покойного. Все должны были покормить эту лошадь овсом, а провожатого напоить чаем и вином. Во время поминок, которые устраивали на седьмицу и сороковины, обрядовую лошадь закалывали, мясо её съедали, а убранство раздавали. Иногда лошадь отдавали в бедные семьи.
И вот послышались агаш аразында звуки шертме-комыса. Это кайчы сарна «Козийка и Баян-Слу».
Шутка, конечно. Но полностью на родном языке звучало бы очень красиво, как послышались между деревьями звуки струнного инструмента, на котором сказитель исполнял героический эпос. А как красиво, наверняка, звучит сам эпос. Или предания тех времен, когда шли телеутско-джунгарские войны. И когда телеуты принимали подданство России.