// Многонациональная Россия

Манси

Манси
Численность народа: 12 500

 «С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с талыми гнилушками (из их люлек) я присяду. Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею. Долго живущие девочки пусть родятся, долго живущие мальчики пусть родятся!»

Это воронья песня. Ее ворона поет, когда в апреле прилетает на Север. Вокруг еще лежит снег, и возвращаются заморозки. Своей песней ворона будит все вокруг, возвращает к жизни. Манси считают эту птицу покровительницей женщин и детей. Чтобы покровительнице было, где погреться холодными апрельскими ночами, манси собирали для нее использованную стружку из люлек младенцев. Это их в вороньей песне называют талыми гнилушками. Стружку мягкой древесины манси использовали как пеленки. Ворона греет лапки на этих теплых стружках и приговаривает: «Побольше бы детей на землю приходило, чтобы было мне, где погреть свои лапки». Женщины весной празднуют вороний праздник.

Была у манси и богиня-прародительница Калтащь, которая помогала при родах и определяла судьбы людей. А самой первой была гагара по имени Лули, которая достала землю со дна океана при сотворении мира. Этим не ограничивается пантеон богов, духов, иных мифологических существ и сказочных героев, играющих большое значение в жизни народа манси.

Очень ценились в народе певцы и сказители, которые знали наизусть то бесчисленное количество сказок, преданий и легенд, которое собрал народ манси за время своего существования. Сказитель должен был обладать даром рассказчика, исполнителя. Хороший исполнитель ценился на вес золота. Послушать его приезжали из всех окрестных деревень, даже из самых далеких. Иногда импровизированный спектакль мог длиться до самого рассвета.

Понятно, что сказочные пати устраивались только зимой, которая начиналась примерно в середине ноября и заканчивалась в середине марта. Собирались манси в «клубе» - определенном доме. Такие дома были в каждом селении. Женщины занимались рукоделием. Дети клубились тут же. Никогда не мешали, а завороженно слушали. Сначала было принято рассказывать сказки для детей, а потом, когда дети тут же засыпали, для взрослых.

С наступлением весны вступал запрет на рассказывание сказок. До того момента, пока вороны не улетят на зимовку. «Существовало поверье: если кто-либо нарушит этот запрет, то голова его покроется паршой. Говорили: «Ворона нагадит ему на голову» … А волосы у манси считались священным даром». Беременным женщинам запрещено было их стричь.

Беременным вообще доставалось. Им нельзя было говорить о беременности и рассказывать о сроке родов. Нельзя было переступать через собаку и будить ее. Нельзя было рубить дрова, участвовать в свадьбах, похоронах и медвежьих праздниках. Запрещено было злиться и проклинать людей. Нельзя было есть жирную пищу, мерзлый костный мозг, сырое мерзлое мясо и головы лося и медведя. После родов наступал самый сакрально опасный период: «…женщина должна быть очень осторожной с окружающими. Хорошие мысли и действия должны быть в отношении ребенка, нельзя без надобности его брать на руки, тискать и щупать»

Запретов у манси было много. Особенно по отношению к земле. Ее нельзя было ранить острым предметом. По некоторым участкам земли нельзя было даже просто ходить. Если уж была крайняя нужда, привязывали к обуви бересту. «Проходя или проезжая мимо таких мест, манси совершают определенные обряды — приносят жертву- пищу, приклады из ткани. Совершались обряды жертвоприношения в начале промысла, например рыбной ловли или охоты. Во время таких жертвоприношений обращались к духам - хозяевам определенных мест - с просьбой дать больше добычи в наступающем сезоне».

Добычей манси-рыболовов были: язь, щука, карась, налим, хариус, нельма, стерлядь, муксун, осетр и изысканный деликатес – пресноводная сельдь.

Добычей охотников – лось, водоплавающая птица и лесная птица. Кедровые орехи играли огромную роль в пищевом рационе манси.

Разводили оленей, лошадей, крупный рогатый скот, домашнюю птицу. Обрабатывали землю. «Рыбу ели сырой, вареной, мороженой, вяленой, копченой, сушеной. Из внутренностей рыбы вытапливали жир, который употребляли в чистом виде или смешивали с ягодами. Мясо промысловых животных вялили и коптили. Домашних оленей забивали в основном по праздникам. Чернику, черную смородину, черемуху, морошку, бруснику и клюкву заготавливали впрок»

С открытием охотничьего сезона баловались деликатесом – беличьими желудками. Желудки белок в это время, как правило, набиты кедровыми орехами. Такими нафаршированными их обжаривают и едят. Запивают березовым соком, который заготавливают в специальных емкостях.

В период нереста на столах у манси, разумеется, присутствует разнообразная икра. Правда, они не засаливают ее, а отваривают в рыбьем жире. С рыбьим жиром едят и ягоды.

Первое упоминание о манси относят к 11 веку. Не совсем о манси, а о народе в земле югорской.  В «Повести временных лет» Нестора Летописца сказано: «… а оттуда пошел в землю Югорскую, Югра же - это люди, а язык их непонятен, и соседят они с самоядью в полунощных странах… Дивное мы нашли чудо, о котором не слыхали раньше, а началось это ещё три года назад; есть горы, заходят они к заливу морскому, высота у них как до неба, и в горах тех стоит клик великий и говор, и секут гору, стремясь высечься из нее; и в горе той просечено оконце малое, и оттуда говорят, но не понять языка их, но показывают на железо и машут руками, прося железа; и если кто даст им нож ли или секиру, они взамен дают меха. Путь же до тех гор непроходим из-за пропастей, снега и леса, потому и не всегда доходим до них». 

Нестор счел  местных обитателей потомками Иафета, одного из сыновей Ноя, которому после потопа при дележе достались северные земли. «Однако обитатели тех мест были слишком дикими «ели скверну всякую, комаров и мух, кошек, змей, и мертвецов не погребали, но поедали их, и женские выкидыши, и скотов всяких нечистых» и поэтому по преданию, Бог стремясь огородить их от всего остального мира, воздвиг «великие горы» и запер их там до конца веков с помощью царя Александра Македонского, который для надёжности установил в горах медные ворота и залил их сунклитом (легендарным сплавом, который нельзя было разрушить ни огнём, ни железом)»



Не будем спорить с Нестором по поводу потомков Иафета. Пусть будут. Проверяемая же история возникновения этноса гласит, что он появился из-за слияния неолитической уральской и угорской культур. Угры – югра – абсолютно созвучные названия.

Еще за две тысячи лет до нашей эры несколько угорских племен, живших на территории Европы, ушли за Урал и обосновались с его восточной стороны вдоль рек Тобол и Ишим. Земли не были пустынными и угры встретились с иранскими народами. Освоив «иранское» земледелие и скотоводство, решили осесть на месте. Называли они себя "манджи" или "мончьи". От этого древнеугорского слова, по мнению филологов, были образованы слова "мадьяр" и "манси".

Примерно через тысячу лет племена еще раз разделились. Уходя от засухи, часть из них, позже ставшая манси, пошла на Север. Вторая часть, превратившаяся в мадьяр, двинулась в южном направлении. У «южных» своя собственная, долгая и богатая событиями история. «Северные», а точнее северо-западные смешались с местными уральскими племенами. С одной стороны остались всадниками-скотоводами, с другой – стали рыболовами и охотниками. Вот они и упоминаются в летописях под именем югра.

В версиях расселения будущих манси есть определенные разночтения. «Археологами подтверждено, что вначале манси расселились по западным склонам Уральских гор, однако, начиная с 11 века, были вытеснены с обжитых мест в Зауралье русскими и коми. В 16 - 17 веках, после усиления русской экспансии исход манси начался и из Зауралья. Не желая принимать чужую веру и менять привычный образ жизни на чужой, племена постепенно двигались все дальше…»

Манси отнюдь не были народом, безропотно подвергавшимся гонениям. В местах их проживания археологи находили в большом количестве стрелы, копья, шлемы, мечи и топоры. Тут надо заметить, что еще за полторы тысячи лет до нашей эры протоманси освоили бронзовое литье, к 16 веку уже отлично обрабатывали железо. Манси знали технику ведения боя, у них были военные сословия. Стрельбе из лука вогульские мальчики начинали упражняться с раннего детства, это умение считалось обязательным, как и умение отражать стрелы, уворачиваясь от них или отбивая подручными предметами.

«Чтобы уберечься от нападении, жители тайги всячески маскировали свои жилища; попасть в некоторые из них, по преданиям, можно было только по подземному ходу. Весь строительный и бытовой мусор прятался или уничтожался. Создавалась система оповещения и сигнализации – например, низко над водой поперек реки или протоки, натягивали веревки с шумящими подвесками. Налетевшая на них лодка поднимала звон, обнаруживая себя. В нужных местах устраивали заторы, не позволявшие пристать к берегу; на фарватере в дно забивали "подобные журавлиным ногам" колья, скрытые под поверхностью воды. Подобные преграды устраивались вокруг поселений и на суше. На тайных тропах устанавливались настороженные самострелы. Тишина ассоциировалась с безопасностью резкие крики ворон или стрекотание сорок, шумные взлеты куликов, гнездившихся у берегов речных проток и озер, были для чутких таежников сигналом тревоги».

С 12 века Новгородское княжество предпринимает настойчивые попытки получать с югры постоянную дань. Во время одной из таких попыток погибло больше сотни сборщиков дани. В следующий раз был уничтожен целый отряд, численностью в 300 человек.

«… имеются исторические свидетельства многочисленных стычек между мансийскими племенами и русскими, которым нужна была «мягкая рухлядь», стоившая неимоверно дорого в самой Руси, и еще дороже, если продать ее заморским купцам. Чтобы легче собирать дань соболями, надо было обратить язычников манси в христианскую веру. Оказалось, что сделать это не так-то просто. В 1455 году первый миссионер епископ Питирим был убит мансийским князем Асыкой. Асыку пленили только через 12 лет после гибели Питирима, но по пути в русскую столицу князю удалось сбежать, хотя довезли его аж до Вятки. А в 1481 г. князь Асыка со своими воинами пожег и опустошил окрестности Чердыни. В ответ русские выступили против строптивого князя: «…и бой был, и побежали вогуличи, Асыка и сын его Юшман…» (Вологодско-Пермская летопись). Асыка вместе со своим народом ушел далеко в Сибирь, и больше ничего о нем неизвестно. А его сын и зять «поклонились» Москве».

Вогуличи или вогулы (почти назгулы) – еще одно название манси, наряду с остяками. Вогулами называли их русские вплоть до 30-х годов 20 века. Остяки же общее название для хантов и манси, между которыми завоеватели - русские и коми - не видели разницы.

Манси делятся на две родовые группы-фратрии Пор и Мось. Фратрия - совокупность нескольких родов, составляющих племя и ведущих своё начало от одного рода. Пор и Мось различаются происхождением и обычаями. Фратрию Пор составляли потомки аборигенов-уральцев, а фратрию Мось — потомки угров.

Браки у манси заключались только между представителями этих двух фратрий: мужчины Мось женились на женщинах Пор и наоборот. Предком фратрии Пор считается медведь, а фратрии Мось — женщина Калтащ, которая могла представать в образе гуся, зайчихи или бабочки. Манси верили, что у человека несколько душ: пять - у мужчин, четыре - у женщин.

Обратить в христианство, крестить манси не удалось ни Питириму, ни Ермаку. Удалось это только при Петре I, да и то под страхом смерти. Манси должны были сжечь всех своих идолов и надеть на себя кресты. Идолов сожгли, но кресты надеть отказались. Считаясь формально крещеными, они на самом деле ими не были вплоть до XX века.