// Многонациональная Россия

Гунзибцы

Гунзибцы
Численность народа: 6200

Гунзибцы входят в аварскую группу народов Дагестана, исторически и этнически имеют очень много общего со всей группой, особенно с бежтинцами. Живут на западе Горного Дагестана в основном в селениях Гунзиб, Гарбутль, Нахада и также в Восточной Грузии.

Самоназвание гунзибцев – гьунзал. Соседи называют их по- разному. Аварцы-гьундиссал, бежтинцы - гьанкъасса, грузины — анцухцам.  Все эти названия скорее всего связаны с селением Гьело, оно же Гьунзиб. В источниках 20 века гунзибцы фигурировали под именем гунзаль.

До 15 века, вероятно, как и остальные дагестанские народы, входили в Дидойский союз, затем – в Анцухо-Капучинский союз, в конце 17 – начале 18 века выделились в союз сельских общин Унзо (Гунзиб). Многие вольные общества, организованные в средневековье в долинах рек Аварское и Андийское Койсу, как утверждают историки, остались вне поля их зрения в связи с тем, что «они были непокорны и жили замкнуто, вследствие чего исследователям было трудно составить сведения об их происхождении, нравах, образе жизни … В отношении гунзибцев положение усугублялось еще и тем обстоятельством, что их часто отождествляли с некоторыми другими родственными народами».

По заключению этнографов,  в далеком прошлом территория, где сегодня живут гунзибцы, была более населенной. Остатки поселений в разных местностях, развалины древних жилищ свидетельствуют об этом. «По преданию, на противоположном селению Гарбутль склоне горы располагалось крупное селение Жакъулъ-Ахъолъс с большим числом жителей».

Территория расселения народа находится в высокогорной зоне, с хребтами и вершинами высотой до 3 км от уровня моря. Бассейны рек Андийское и Аварское Койсу разделяет один из самых высоких хребтов – Богосский, который тянется почти на 50 км. Растительность высокогорья в этом районе отличается разнообразием травяного покрова из-за большого количества осадков, приходящегося на эту местность. Снега ложится двухметровым слоем. «Зима продолжительная и суровая, весна отличается проливными дождями, внезапными ливнями, сухая и жаркая погода осенью так же часто сменяется продолжительными дождями».

В итоге кроме отличных альпийских лугов, территория гунзибцев покрыта густыми лесами с большим разнообразием деревьев и кустарников. «Они предохраняют почву от смыва, обеспечивают население стройматериалами и, самое главное — являются местом обитания богатейшего в Дагестане животного мира». В этих местах водятся олени, туры, косули, медведи, волки зайцы.

Селения гунзибцев расположены по склонам и связаны между собой узкими горными тропами. Такие условия практически изолировали их и друг от друга и от остального мира. Зимой тропы полностью заносились снегом, весной по ним сбегали бурные потоки стаявшего снега. Осенью их смывали дожди.

С древнейших времен,  а точнее  с эпохи неолита, несмотря на сложные климатические условия и недостаток пахотной земли, горцы занимались земледелием. В отличие от других народов дагестанских земель, гунзибцы не устраивали искусственные террасы на подпорных стенах. Они формировали поля из горных склонов. « Участок склона … освобождали от камней и дерна, затем вспахивали. Вспашку производили с таким расчетом, чтобы на склоне образовывалось подобие небольшого горизонтального валика, слегка возвышающегося над поверхностью земли. Ежегодная обработка и вспашка поля таким способом через длительное время приводили в конечном итоге к созданию террасных полей».

Пахали мужчины, женщины очищали землю от камней, разбивали крупные комья. Вся работа до созревания урожая – прополка, прореживание - тоже лежала на женщинах. Выполотую траву сушили на корм скоту. Сжатый хлеб некоторое время оставался на полях для подсыхания. Затем на лошадях, ослах или вручную перевозили хлеб на ток. Тут надо заметить, что при развитом животноводстве, лошадей гунзибцы разводили очень мало, и каждая была «на вес золота».

Собственно, зерно тоже получалось на вес золота. Своего урожая хватало максимум на 3 месяца. Остальной хлеб приходилось выменивать или покупать.  Ни садоводство, ни огородничество тут не были развиты. Разводили пчел, делали мед. Но этого было недостаточно для полноценной торговли. Главной отраслью хозяйства и источником дохода было, конечно, скотоводство.

На пастбищах скот находился с апреля и до конца сентября. « На летних стоянках - “боцілосбина” овец  пасли по принципу «акти». То есть каждый хозяин пас общую тару в зависимости от своего поголовья скота: если у тебя 10 овец – пасешь 10 дней, 20 овец – 20 дней. Состоятельные хозяева нанимали чабанов. Их труд оплачивался следующим образом: за каждые 10 дней работы чабан получал 1 ягненка.

Скотоводство было безотходным. Мясо и молоко шли в пищу.  Шерсть и кожа – на одежду. Экскременты – на удобрения. «Гунзибский овечий сыр, отличавшийся особыми вкусовыми качествами, пользовался усиленным спросом не только у народов соседних аварских обществ, но и у сопредельных народов, в частности – у грузин».

Ну и, конечно, войлок. Им застилали полы, шили из него бурки, чабанские накидки, обувь. Изготовляли его одинаково на всем Кавказе.

Мыли шерсть, рыхлили ее руками, потом инструментами, равномерно раскладывали на плотном материале, обрызгивали горячей водой и наматывали на деревянный валик. Этот рулон несколько женщин с нажимом катали по земле. «В процессе работы войлок несколько раз разворачивали и снова обрызгивали водой. При этом следили, чтобы войлок имел равномерную плотность, для чего в более тонких местах добавляли шерсть».

Войлок для пола и стен красили преимущественно в белый цвет, а затем разноцветной шерстью наносили орнамент. «Видимо, этот вид шерстяных изделий, известный и другим народам Кавказа, имел в виду Геродот, побывавший первым из древних писателей на Кавказе.  «… Кавказские жители приготовляли из некоторых растений краски, которыми рисовали по шерсти разные фигуры, и эти краски ни от воды, ни от времени не теряли своего яркого цвета».

Что любопытно – постельное белье, точнее простыни, тоже были войлочными. Для них войлок катали очень тонко и только из белой шерсти