Численность народа: ≈ 8000
Самоназвание годоберинцев - гъибдиди во множественном числе и гъибдилъи в единственном. Один из дагестанских народов аварской группы. Согласно преданию, слово «годобери» происходит от аварского гьедо - ворона и бер - глаз и буквально переводится как «вороний глаз». Жили на этих землях два брата, которые были меткими стрелками, такими, что попадали вороне в глаз. Жили они недалеко друг от друга, но потом решили объединить свои поседения. Построили он для защиты башню и окружили ее искуственным водоемом. А попасть в башню можно было только по перекидной лестнице. Так и образовалось Годобери.
Сейчас годоберинцы живут в юго-западной части нынешнего Ботлихского района Дагестана. «… как и все андо-цезы они вместе с другими дагестанскими племенами переместились с юга на современную территорию Дагестана. Процесс этот происходил в первой половине I тыс. до н.э. Расселившись компактно, андо-цезы образовали этнотерриториальное политическое объединение Дидо (Диди). … Предположительно, с I тыс. до н.э. годоберинцы также входили в состав этого крупного этнотерриториального объединения в Западном Дагестане».
Как и у многих народов, древними божествами годоберинцев были солнце и луна. Когда подчеркивали красоту девушки, говорили: «как луна красивая», а юноши были «сиянию солнца подобны». При виде новой луны можно было загадать любое желание с надеждой и уверенностью: «если при новолунии края лунного серпа отстоят далеко друг от друга, то месяц ожидается счастливым для всех начинаний».
Было такое атмосферное явления как цIивцIа, под концами ее находился золотой клад. Если при появления «цIивцIа» человек, задержав дыхание, успевал добежать и встать под дугу, то мог найти золотые ножницы. И была это радуга. Если радуга появлялась во время дождя при ярком солнце, говорили: «кIянкьалулъи гьаркIи егантада – зайцу жену берут».
Чтобы остановить ураган, бросали ветру сбритые волосы первенца. Такие волосы были священны, наделены особой магической силой и долго хранились в доме. Дождь вызвали с помощью мальчика, которого для обряда наряжали в стебли конопли. «В сопровождении детей и подростков ряженого водили по дворам, где хозяйки обливали его водой, а сопровождавших его лиц одаривали продуктами (сыр, хлеб, сушеное мясо, курдюк, сладости). Когда ряженого окатывали водой, он крутился вокруг своей оси и старался обрызгать присутствовавших. Участники обряда произносили следующее заклинание: «Я, Аллагь, лаиллагьа иль алла, цай икIкIя!» («О, Аллах, дай дождь!»)»
Аллах давал дождь и на своих землях годоберинцы выращивали ячмень, пшеницу, овес, рожь, лен, бобы, кукурузу. Урожай выращивали на террасах с естественными откосами. Если их не хватало, создавали террасы с подпорными стенами. «В Дагестане около Ботлиха можно видеть изумительное террасное земледелие, … расположенное многими десятками этажей применительно к рельефу, огромными амфитеатрами. Вряд ли можно лучше использовать землю, чем это делают в Дагестане».
Разводили фруктовые сады и виноградники. Пасли скот. Летних горных пастбищ было много. Иногда на зиму скот спускали на равнину, но чаще всего оставляли в горах, где у многих семей были свои хутора, на которых этот скот и содержали.
Немного охотились, некоторые разводили пчел. Те, кто не был занят земледелием и скотоводством, занимались ткачеством, производством войлока, обработкой кожи, шерсти, металла, дерева, камня. Производили и для себя, и на продажу. Торговали на своем ботлихском базаре, в Чечне и Грузии. Взамен приобретали там керосин, фабричные изделия, другие жизненно необходимые товары. Занимались годоберинцы и поставкой строевого леса.
Не минули годоберинцев ни рабовладение, ни феодальные отношения. В их легендах даже есть Черный человек, который однажды захватил все лучшие пастбища в округе. ЧIегIерчи построил себе укрепленный замок, нападал на соплеменников и соседей, угонял скот. «В конечном итоге ЧIегIерчи был отравлен сестрой убитого им годоберинца, а захваченные им пастбища и земельные угодья перешли в распоряжение общества. Рассказывают, что в замке "Черного человека" оказалось так много масла и курдюков, что из подожженной башни жир ручьями тек до самой речки».
Легенды легендами, но в 14-15 веках феодальное общество действительно сменилось на феодально-сельское со статусом народного правления. Земля стала общинной собственностью. Община решала все вопросы, связанные с сельскохозяйственными работами и распределением результатов труда.
Строго выполнялся закят – «обязательный ежегодный налог, выплачиваемый с различного вида доходов и имущества всеми самостоятельными, свободными, дееспособными и взрослыми мусульманами в пользу нуждающихся единоверцев». Доход от него распределялся между сиротами и бедными членами общины. Если налог был уплачен не деньгами, а продуктами, они собирались и хранились отдельно, и тоже были предназначены для раздачи неимущим. Распределением занимался специально выбранный для этого человек.
Традиционно поселения годоберинцев были тухумными, то есть родственными. Между членами разных тухумов и между людьми разных селений свободно заключались браки. Из соседних народов брачные связи предпочитались с ботлихцами и андийцами. Женатые сыновья отделялись и создавали самостоятельные хозяйства в пределах своего тухума. Хозяйство включало в себя амбар, хлев, сеновал, кладовую, печь. Ну и само жилище. «При строительстве жилья, хозяйственных построек, проведении срочных сельскохозяйственных работ, требующих много рабочих рук, широко применялась родственная и соседская взаимопомощь – гвай». Постепенно тухумные кварталы прирастали неродственниками. Сейчас тухумы живут смешанно, но свое родовое имя помнят все.