// Многонациональная Россия

Чуванцы

Численность народа: 1002

Предполагается, что слово «чуванцы» произошло от названия реки Чауна. Чуванцами в 17 веке русские называли тех юкагиров, которые жили на реках Чауна, Амгуэмы, Большой и Малый Анюи. Производное от Чауна – чаунджи, что в переводе с юкагирского «приморские, береговые жители». Занимались они кочевым оленеводством, рыболовством и охотой. Охотились на диких оленей во время их сезонных миграций через реки. У такой охоты было специальное название – поколка. Поколка потому, что оленей массово закалывали пиками - поколюгами. Дикие животные каждый год во время миграции переходили реки в одних и тех же местах. Там, в засаде, их уже ждали охотники с пиками.

По мере продвижения на крайний северо-восток, русские покоряли коренные народы, облагали данью. Чуванцы платили ясак наравне с остальными юкагирскими народами. Помимо этого они были посредниками между русскими и чукчами, противостояние которых длилось без малого полвека. Русские хотели получать ясак и с чукчей. Те же, имея возможность собрать до 2000 воинов в случае необходимости, не собирались подчиняться 500 пришлым людям, путь даже с огнестрельным орудием (примерно столько казаков и местных союзников собирались в военные экспедиции против чукчей). «Чукчи — народ сильный, рослый, смелый, плечистый, крепкого сложения, рассудительный, справедливый, воинственный, любящий свободу и не терпящий обмана, мстительный, а во время войны, будучи в опасном положении, себя убивают. Стреляют из луков и бросают камни, но не очень искусно» - так описывали их в 1723 году.

Однако «война войной, а обед по расписанию», и чукчи устраивали меновую торговлю с русскими при посредничестве чуванцев. Меняли пушнину на топоры, медные котлы, ножи, наконечники стрел и копья.

Чуванцы же брали подряды на перевоз казенных грузов, участвовали с казаками в военных походах «против немирных чукоч» и коряков и постепенно сближались с русскими. По примерным подсчетам около 10 процентов чуванских женщин тогда были женами казаков или других русских осевших на этой территории. За чукотскую девушку ее отец требовал три года отработки пастухом при его стадах. Чуванские же девушки выходили замуж сами, по любви и согласию.

В 17-18 чуванцы уже перешли в православие, но на местах не было достаточно священников. Детей, родившихся от смешанных браков, их отцы подчас крестили сами.  Православные чуванцы могли быть приняты в казаки.

В итоге, к началу 19 века чуванцы разделились на две группы – оседлые и кочевые. Оседлые переняли с тех пор русскую культуру и язык. Это потомки русских казаков и их жен, причем не только чуванок, а и женщин других сибирских народов. Оседлых прозывали марковцами, по месту их преимущественного проживания в селе Марково. Кочевые же были частично «поглощены» чукчами и коряками. Говорят они на чукотком языке. Родной чуванский язык утерян и у тех и у других.

Но не утерян национальный костюм. В начале 20 века помощник начальника Анадырьской округи очень подробно описывал местные одеяния: «Носят … ровдужные и нерпичьи торбоза-сапоги, а также камусные штаны и ровдужные рубахи. … Тут же вы увидите местную парку – женскую кухлянку, только несколько длиннее, - сделанную из хорошо прибранного черного выпоротка с богатым шитьем по подолу, опушенную хорошим речным бобром».

Говорят, что чуванки вообще были большие мастерицы по оформлению этих самых подолов – опуванов. Там присутствовала и меховая мозаика и утерянная ныне вышивка подшейным волосом оленя, и тончайшая оленья замша. Это, кстати, было и способом заработка для чуванских женщин.

Зимой кочевые чуванцы носили двойную меховую кухлянку и двойные меховые штаны, летом — камлейки из ровдуги или ткани. Сапог было несколько видов - култы, сутуры, калипляки, соткари и сары – в зависимости от материала изготовления: из нерпичьей кожи, камусов и ровдуги.

Для справки:

  • Камус – шкура с голени оленя

  • Ровдуга – сыромятная замша оленя

  • Выпорток - шкурка недоношенного животного, извлеченного из живота самки

  • Камлейка - промысловая одежда

Хозяйство и культура оседлых и кочевых чуванцев существенно различались. Основу хозяйства кочевых чуванцев составляло оленеводство.

Оседлые чуванцы занимались рыболовством: весной ловили горбушу, чира, нельму, в конце лета – кету. В июне, перед ходом красной рыбы всей семьей на лодках отплывали в рыбные места. Для рыбного промысла объединялись в «неводные» артели, куда входил хозяин невода и нескольких пайщиков. Добычу хранили в амбарах — маленьких срубах на сваях с двускатной крышей. Красную рыбу вялили и в больших количествах заготовляли на зиму себе и собакам. Часть рыбы квасили в ямах. Осенью охотились на диких оленей, волка, песца, лисицу. Оленье мясо сушили и складывали на зиму. Еще одним видом хозяйствования у оседлых чуванцев было разведение ездовых собак.

Жили в небольших селениях с русскими и юкагирами. Строили срубы с плоской крышей, деревянным или земляным полом, который застилали оленьими шкурами. «Стекла» в окнах делали из китовых кишок или окончины - специально выделанных оленьих шкур. Питались рыбой и оленьим мясом. Использовали для пищи приправы из кореньев, соли не было. Стандартная еда – юкола.

Пили много чая. Хлеб и пироги пекли по праздникам.

Кочевые чуванцы почитали духов природы и животных. Как и многие другие народы, связывали свое происхождение с медведями и волками. Без шаманов тоже не обходилось – они предсказывали погоду, лечили, гадали, вызывали духов, договаривались об удачной охоте и рыбалке

Православные марковцы ходили в церковь, крестили новорожденных, венчались, отмечали православные праздники, читали церковные книги, но не забывали и прежних духов. Каждую весну они приносили подарки хозяину реки Анадырь за взятую у него добычу.