// Многонациональная Россия

Чукчи

Чукчи
Численность народа: 15 908

Примерно 3 тысячи лет назад совет старейшин одного большого племени, жившего на территории Китая, принял решение разделить своих соплеменников на 2 части и отправить на освоение новых земель. Может это был и не совет старейшин, а обстоятельства. А может и просто любопытство. Так или иначе, племя разделилось. Одна часть обосновалась на землях японского архипелага, а другая в северных районах евразийского континента. Как называлось племя никто не знает, но две его части стали протояпонцами и проточукчами.

Проточукчи некоторое время пожили в сегодняшнем русском Приморье. Пришли другие племена и вытеснили их в сторону Чукотки. Проточукчи, в свою очередь, тоже вытеснили местные племена и остались там навсегда.

Это версия китайских ученых, которые в качестве доказательства родства японцев и чукчей называют «присущий обоим этносам надменный характер, игнорирование интересов соседей и схожие папиллярные узоры на коже рук». Можно было, конечно, расставить эти признаки в обратном порядке. Но, видимо, у всех свои приоритеты. «Самый главный козырь – это результаты генетических исследований, в ходе которых выяснилось, что 40% чукчей и 45% японцев … имеют единого предка, у которого произошла мутация, унаследованная всеми потомками. Кстати по версии ученых этим общим пращуром был именно чукча, от которого впоследствии произошли японцы».
 

По европейской версии, проточукчи пришли из Саяно-Байкальского региона около 20 тысяч лет назад.

Теоретически, одна версия не исключает другую. Просто тех, кто пришел 3 тысячи лет назад можно считать проточукчами, а тех, кто 20 тысяч лет назад – протопроточукчами. Все равно происходило бесконечное смешение и ассимиляция автохтонных и пришлых племен.

Антропологи же относят чукчей, вместе с их соседями коряками, ительменами и эскимосами, к тихоокеанским монголоидам, чтобы это ни значило. «Но в то же время они обладают рядом специфических признаков, свидетельствующих об очень длительной изоляции этноса и весьма продолжительному проживанию в экстремальных условиях региона».

Исходя из всех версий, чукчи - аборигены континентальной Чукотки. Основой их жизни всегда была охота на диких зверей. «В течении I тысячелетия нашей эры происходило постепенное разделение единого этноса на две группы – тундровых и береговых чукчей. Тундровые чукчи обосновались в местности с избыточным, по северным меркам, населением и находились в постоянной борьбе за территорию с юкагирами, принявшими участие в их этногенезе и оттеснившими их вглубь Чукотки. Береговые чукчи, заняв исконную прибрежную зону эскимосов, заставили их уйти с насиженных мест, а тех, кто остался — ассимилировали, переняв некоторые черты культуры». Это разделение существует и сегодня. Тундровые чукчи стали приручать и разводить оленей, ведя кочевой образ жизни, а береговые предались морскому промыслу, предпочтя оседлость.

Тундровые чукчи назывались «чаучу». Хотя точнее будет сказать, что так называли их другие народности севера – людьми, богатыми оленями. Сами же себя чукчи называли настоящими людьми – «луораветлян». Вот это «чаучу», упростив его до «чукча» использовал в своем донесении Семен Дежнев, когда обнаружил этот народ. Приморские чукчи именовали себя «рамаглыт», что означает «жители побережья».

В названиях и именах у чукчей, как у всех анимистичных народов, всегда присутствовала некая таинственность. Нельзя просто назвать ребенка Илья, например, бессмыслица какая-то. Надо было провести гадание на подвешенном предмете. С его помощью и определяли имя ребенка. Имя, оно же прозвище, давали на 5 день жизни. Его давала ребенку мать, но могла и передать это право уважаемому всеми человеку. У матери брали какой-нибудь предмет и по очереди называли имена. Если при определенном имени предмет начинал шевелиться, так ребенка и называли. Женские и мужские имена у чукчей отличаются окончаниями: Тынэ-нны - женское, Тынэ-нкэй -  мужское. Чтобы ввести злых духов в заблуждение, девочку могли назвать мужским именем и наоборот. Иногда с такой же целью ребенку давали несколько имен.

Кстати, чукчи вообще считали, что после достижения зрелого возраста и под влиянием духов, человек способен изменять свой пол. После такой «метаморфозы» мужчина начинал одеваться как женщина, а женщина, соответственно, как мужчина. Причем чукча подчас может носить женское одеяние и иметь при этом полноценную семью, с женой и детьми. Женщины, переодеваясь в мужское платье, стремятся освоить ремесла, которыми занимаются мужчины – рыбалку и охоту.

«Нетрадиционные» отношения были для чукчей вполне традиционными, налаживались среди них без особых проблем и «освящались» «пожеланиями духов». Причем «жена» могла вполне традиционным способом забеременеть «на стороне», чтобы такая семья могла иметь детей.

Одну вдову, мать троих детей, «… настигло вдохновение. Пройдя через инициацию, она получила приказ духа о превращении. Полная трансформация произошла довольно быстро и без проблем. Вчерашняя дама обрезала волосы, надела мужской костюм, научилась стрелять из ружья и стала разговаривать с людьми, как представитель сильного пола. Потом этот «мужчина» женился на молодой девушке, удовлетворяя ее специальным приспособлением, изготовленным из оленьего сухожилия. Такой искусственный пенис превращенный шаман носил на кожаном поясе, подвязанном к животу. Молодая жена родила от соседа двоих детей, отцом которых считался ее законный муж, сам родивший троих малышей в свою бытность женщиной»

При такой свободной половой дифференциации, гендерная была довольно жесткой. Все пространство чума/яранги делилось на две половины, все предметы быта и домашнего обихода, инструменты и приспособления подразделялись на мужские и женские. Даже нарты были предназначенными либо для хозяина, либо для хозяйки. И сидели на них представители двух полов по-разному. И даже речь у местных мужчин и женщин не совпадает и зависит от гендерной идентификации.

До начала 20-го века у чукчей практиковался групповой брак, но позже такая традиция перестала носить массовый характер, хотя, по свидетельству очевидцев, практикуется до сих пор. Глава семейства у чукчей пользовался неоспоримым авторитетом и неограниченной властью. Во время обеда самые лучшие куски мяса доставались именно ему, тогда как остальным членам семьи приходилось доедать то, что осталось от «кормильца».

Жили чукчи в ярангах несколькими семьями. Жилье было настолько теплым, что в нем можно было находиться без одежды, либо в одном белье. Так же очень теплой была одежда. Вся внутренняя одежда надевалась на тело мехом внутрь, а верхняя - мехом наружу. Таким образом, она плотно прилегает одна к другой и образует непроницаемую защиту от мороза. Одежда из оленьей шкуры не только очень теплая, но настолько мягкая, что вообще не вызывает дискомфорта, носить ее можно без белья.

Грудных детей одевали в мешки из оленьей кожи, с глухими разветвлениями для ног и рук. Вместо пеленок раньше использовали мох с оленьей шерстью, который служил подгузником и прекрасно впитывал в себя все продукты жизнедеятельности. К отверстию мешка был пристегнут клапан, из которого ежедневно вынимали подгузник и меняли на новый.


 

 



Есть несколько миров, расположенных один над другим. Их от 5 до 9. Земля одного мира является небом для другого, находящегося ниже. Эти миры в равном количестве расположены над и под землей. У каждого верхнего есть нижний зеркальный близнец. В верхнем и нижнем мирах одинаковое количество зверей на земле, птиц в воздухе, рыб в море. Один из нижних миров населен теми, которые умерли дважды и уже не могут вернуться на землю. Некоторые из этих миров имеют по нескольку солнц. В то время как у нас зима, в соседнем мире лето, и наоборот. Обитатели страны мертвых имеют изобилие дичи в то время, как у нас на земле ее недостаток, и наоборот

Через все эти миры есть общий проход. Находится он под Полярной звездой.   Шаманы и духи постоянно пользуются им. Для простого смертного есть другой путь попасть в верхний мир. Нужно все время идти в сторону рассвета и однажды попадешь на небо.

Один герой попал в верхний мир с помощью простых иголки с ниткой. Он кидал иголку вверх, как метательное копье. Иголка втыкалась в небо, а он взбирался по нитке, как по канату, отдыхая на облаках. На облачной земле он заночевал, раскинув палатку, а наутро отправился дальше. Можно было проникнуть в верхний мир также по радуге или по солнечному лучу. Мертвецы поднимались туда вместе с дымом погребального костра. В том случае, если их сжигали.

А иногда их обертывали пластами оленьего мяса и оставляли в поле. Но в любом случае сначала покойника обряжали, на его теле ели и пили чай, кормили и гадали над ним, заставляя отвечать на вопросы. Умершему прорезали горло и грудь, вытаскивали наружу часть сердца и печени. Процесс погребения начинался с того, что шаман становился в головах покойника и спрашивал, где тот желает лечь. Шаман по очереди указывал различные направления. Когда покойный кивал, это принималось как согласие, труп клали на санки и увозят к указанному месту и оставляют его, лежащим на санках головой на восток и лицом вниз.

Чукчи верили, что у них 5 жизней, и не боялись смерти. После смерти многие хотели попасть в мир предков. Для этого нужно было умереть в бою от руки врага или от руки друга. Поэтому, когда один чукча просил другого убить его, тот сразу соглашался. Ведь это была своего рода помощь. Старики часто кончали жизнь самоубийством или, по их просьбе, это делали близкие родственники. К добровольной смерти чукчи приходили не только из-за старости. Нередко причиной были тяжелые условия жизни, недостаток пищи и тяжелая, неизлечимая болезнь.

Хотя от болезней, в принципе, мог избавить и шаман. Ведь у человека кроме одной души, ведающей всем телом, есть специальные "души органов тела", ног и рук. Если такая душа случайно утрачена, тогда соответствующий орган болеет и даже вовсе отсыхает. Шаман же может найти и вернуть утраченную душу. «Душа, найденная шаманом, часто имеет вид черного жука. При водворении в тело он исцарапает всю верхнюю часть его головы, ища места, через которое можно проникнуть внутрь. В конце концов, шаман вскрывает череп и сажает жука в надлежащее место. Жук может войти через рот, через подмышки, через задний проход, через пальцы на ногах и на руках».

Вообще, камлать мог не только шаман. Наследственный бубен был в каждой семье. Наследственными и обязательными были еще несколько предметов, включая огниво, с помощью которых на определенные праздники добывали огонь. Нижняя дощечка вырезалась в виде фигуры с головой хозяина огня и множеством углублений. Была такая дощечка у каждого члена семьи своя.

Окружали чукчей не какие-то мертвые предметы. «Все сущее живет; лампа ходит, стены дома имеют свой голос, и даже урильник имеет собственную страну и шатер, жену и детей и бывает служебным духом. Шкуры, лежащие в мешках на запас для торговли, разговаривают по ночам. Ночью они превращаются в оленей и ходят на свободе.  Рога на могилах покойников ходят обозом вокруг могил, а утром становятся на прежнее место, и сами покойники встают и приходят к живым. Деревья в лесу разговаривают между собой. Даже тени от стен составляют целые племена, они живут в шатрах и выходят на охотничий промысел»

Вся природа тоже живая и неприкосновенная: «Это живой организм, в котором нельзя просто так что-то менять. Камень случайно ногой задел - переверни, положи на место, ведь это чей-то дом. Природа, вернее, духи, которые ее охраняют, всегда наказывают за плохие поступки. У нас считается, если не делать плохого, не брать лишнего, можно второй раз родиться».

Похоже, что «родиться» у чукчей читалось делом легким. Иначе, почему чукчанки рожали совсем без посторонней помощи, даже в одиночестве. Во время родов не кричали и не звали на помощь. В противном случае роженице пришлось бы до конца жизни терпеть насмешки со стороны окружающих. Чувствуя приближение родов, будущая мать запасалась мягким сеном, устраивалась одна на оленьих шкурах, застланных этим сеном, и рожала, стоя на четвереньках. Принимала ребенка сама, перерезала и перевязывала пуповину сама. Обтирала младенца хорошо помятым сеном и клала в заранее приготовленный мешок. Затем прибирала то место, где рожала, сама же выносила отбросы во двор и закапывала их в снегу или земле. На следующий день обычным порядком занималась своими делами.

Но вообще, чукчи были фантастическими выносливыми и могли переносить сильный холод и голод. Даже в 30-градусные морозы им удавалось работать на улице по нескольку часов без рукавиц. Пастухи и охотники могли до 3-х суток оставаться без пищи.

Позволим себе привести еще несколько необычных фактов о чукчах:

Среди традиционных блюд была похлебка из не переварившегося мха, который извлекался из оленьего желудка.

Соль чукчам казалась горькой, а мягкий хлеб – кислым.

Пот чукчей не имел запаха, а их ушная сера была сухой, похожей на хлопья.

Обоняние было очень острым: «… в годы войны чукчи по запаху костей могли определить, кому они принадлежат – своим или противникам».

До начала прошлого века чукчи различали только 4 цвета: белый, черный, красный и серый. Это было связано с недостатком цветовой гаммы в окружающей их природе.