Есть несколько миров, расположенных один над другим. Их от 5 до 9. Земля одного мира является небом для другого, находящегося ниже. Эти миры в равном количестве расположены над и под землей. У каждого верхнего есть нижний зеркальный близнец. В верхнем и нижнем мирах одинаковое количество зверей на земле, птиц в воздухе, рыб в море. Один из нижних миров населен теми, которые умерли дважды и уже не могут вернуться на землю. Некоторые из этих миров имеют по нескольку солнц. В то время как у нас зима, в соседнем мире лето, и наоборот. Обитатели страны мертвых имеют изобилие дичи в то время, как у нас на земле ее недостаток, и наоборот
Через все эти миры есть общий проход. Находится он под Полярной звездой. Шаманы и духи постоянно пользуются им. Для простого смертного есть другой путь попасть в верхний мир. Нужно все время идти в сторону рассвета и однажды попадешь на небо.
Один герой попал в верхний мир с помощью простых иголки с ниткой. Он кидал иголку вверх, как метательное копье. Иголка втыкалась в небо, а он взбирался по нитке, как по канату, отдыхая на облаках. На облачной земле он заночевал, раскинув палатку, а наутро отправился дальше. Можно было проникнуть в верхний мир также по радуге или по солнечному лучу. Мертвецы поднимались туда вместе с дымом погребального костра. В том случае, если их сжигали.
А иногда их обертывали пластами оленьего мяса и оставляли в поле. Но в любом случае сначала покойника обряжали, на его теле ели и пили чай, кормили и гадали над ним, заставляя отвечать на вопросы. Умершему прорезали горло и грудь, вытаскивали наружу часть сердца и печени. Процесс погребения начинался с того, что шаман становился в головах покойника и спрашивал, где тот желает лечь. Шаман по очереди указывал различные направления. Когда покойный кивал, это принималось как согласие, труп клали на санки и увозят к указанному месту и оставляют его, лежащим на санках головой на восток и лицом вниз.
Чукчи верили, что у них 5 жизней, и не боялись смерти. После смерти многие хотели попасть в мир предков. Для этого нужно было умереть в бою от руки врага или от руки друга. Поэтому, когда один чукча просил другого убить его, тот сразу соглашался. Ведь это была своего рода помощь. Старики часто кончали жизнь самоубийством или, по их просьбе, это делали близкие родственники. К добровольной смерти чукчи приходили не только из-за старости. Нередко причиной были тяжелые условия жизни, недостаток пищи и тяжелая, неизлечимая болезнь.
Хотя от болезней, в принципе, мог избавить и шаман. Ведь у человека кроме одной души, ведающей всем телом, есть специальные "души органов тела", ног и рук. Если такая душа случайно утрачена, тогда соответствующий орган болеет и даже вовсе отсыхает. Шаман же может найти и вернуть утраченную душу. «Душа, найденная шаманом, часто имеет вид черного жука. При водворении в тело он исцарапает всю верхнюю часть его головы, ища места, через которое можно проникнуть внутрь. В конце концов, шаман вскрывает череп и сажает жука в надлежащее место. Жук может войти через рот, через подмышки, через задний проход, через пальцы на ногах и на руках».
Вообще, камлать мог не только шаман. Наследственный бубен был в каждой семье. Наследственными и обязательными были еще несколько предметов, включая огниво, с помощью которых на определенные праздники добывали огонь. Нижняя дощечка вырезалась в виде фигуры с головой хозяина огня и множеством углублений. Была такая дощечка у каждого члена семьи своя.
Окружали чукчей не какие-то мертвые предметы. «Все сущее живет; лампа ходит, стены дома имеют свой голос, и даже урильник имеет собственную страну и шатер, жену и детей и бывает служебным духом. Шкуры, лежащие в мешках на запас для торговли, разговаривают по ночам. Ночью они превращаются в оленей и ходят на свободе. Рога на могилах покойников ходят обозом вокруг могил, а утром становятся на прежнее место, и сами покойники встают и приходят к живым. Деревья в лесу разговаривают между собой. Даже тени от стен составляют целые племена, они живут в шатрах и выходят на охотничий промысел»
Вся природа тоже живая и неприкосновенная: «Это живой организм, в котором нельзя просто так что-то менять. Камень случайно ногой задел - переверни, положи на место, ведь это чей-то дом. Природа, вернее, духи, которые ее охраняют, всегда наказывают за плохие поступки. У нас считается, если не делать плохого, не брать лишнего, можно второй раз родиться».
Похоже, что «родиться» у чукчей читалось делом легким. Иначе, почему чукчанки рожали совсем без посторонней помощи, даже в одиночестве. Во время родов не кричали и не звали на помощь. В противном случае роженице пришлось бы до конца жизни терпеть насмешки со стороны окружающих. Чувствуя приближение родов, будущая мать запасалась мягким сеном, устраивалась одна на оленьих шкурах, застланных этим сеном, и рожала, стоя на четвереньках. Принимала ребенка сама, перерезала и перевязывала пуповину сама. Обтирала младенца хорошо помятым сеном и клала в заранее приготовленный мешок. Затем прибирала то место, где рожала, сама же выносила отбросы во двор и закапывала их в снегу или земле. На следующий день обычным порядком занималась своими делами.
Но вообще, чукчи были фантастическими выносливыми и могли переносить сильный холод и голод. Даже в 30-градусные морозы им удавалось работать на улице по нескольку часов без рукавиц. Пастухи и охотники могли до 3-х суток оставаться без пищи.
Позволим себе привести еще несколько необычных фактов о чукчах:
Среди традиционных блюд была похлебка из не переварившегося мха, который извлекался из оленьего желудка.
Соль чукчам казалась горькой, а мягкий хлеб – кислым.
Пот чукчей не имел запаха, а их ушная сера была сухой, похожей на хлопья.
Обоняние было очень острым: «… в годы войны чукчи по запаху костей могли определить, кому они принадлежат – своим или противникам».
До начала прошлого века чукчи различали только 4 цвета: белый, черный, красный и серый. Это было связано с недостатком цветовой гаммы в окружающей их природе.