Кумыкские территории являлись частью золотоордынского улуса Борогъан со столицей городом Маджар. После гибели державы Тимуридов на базе княжеств Къумукълукъ, Эндирей и Къайтаг образовалось независимое Кумыкское государство (“Къумукъ хакимиет») со столицей в Тарках, охватившее территорию кумыков Дагестана. Тарковский шамхал (шавхал) занимал особое место вплоть до создания Дагестанской области в 1867 году, его сюзеренитет признавался другими кумыкскими и иными владетелями Дагестана. Обретя независимость в 1441 году, через 30 лет Кумыкия стала крупнейшим государством Северо-Восточного Кавказа, «что доказывает достаточную социокультурную зрелость тюрок Прикаспия и осознание ими своего единства». Как единое государство она просуществовало 147 лет и в 1588 году достигло апогея своего могущества.
В 1560-х годах начинаются походы русских войск против Тарковского шамхальства и в 1588 году на месте столицы ханства строят русскую крепость Терки. А последние кумыкские территории, после многочисленных восстаний и войн, официально отходят России в 1813 году. Сегодня на территории традиционного расселения кумыков расположено большинство дагестанских городов: Махачкала, Буйнакск, Хасавюрт и пр.
Через земли кумыков проходили важнейшие торговые пути, в частности Великий шелковый путь. Удачное расположение Кумыкской плоскости между морем и горами способствовало развитию торговли и ремёсел, земледелия и животноводства. В области животноводства удачно работала коллаборация с жителями Нагорного Дагестана. У них кумыки арендовали летние пастбища, а зимой, наоборот, сдавали в аренду свои зимние. Разводили лошадей, овец, крупный рогатый скот.
Кумыки считаются народом оседлой земледельческой культуры. С 8-9 веков тут развивались хлебопашество, садоводство, виноградарство. Сеяли пшеницу, ячмень, просо, рис, кукурузу. Период начала полевых работ предварял обряд «сжигания зимы». Для обряда разводили костры, через которые прыгали все участники праздника. Кроме того, в каждой кумыкской семье на весеннее равноденствие, 21 марта готовится специальное блюдо — пельмени с яичной начинкой. Лишь после этого наступала весна.
Кроме того кумыки ловили рыбу, разводили пчел, охотились, позже добывали соль и нефть. Местная земля помимо нефти оказалась богата еще и газом, строительным сырьем, минеральными и грязевыми лечебным источниками.
Среди традиционных домашних промыслов и ремёсел самое большое распространение получили:
-
обработка овчины, шерсти,
-
сукноделие,
-
производство войлока,
-
производство шелковых тканей,
-
хлопчато-бумажное ткачество,
-
безворсовое и ворсовое ковроткачество,
-
золотое шитье,
-
кружевоплетение - традиционные женские занятия;
-
обработка кожи,
-
дерева,
-
камня,
-
кузнечное и оружейное дело,
-
чеканка - мужские занятия.
Часть произведенных материалов и изделий шла на удовлетворение внутренних потребностей, другая - высококачественные сукна, бурки, ковры, ковровые изделия, вязаная обувь – шла на реализацию.
Войлочные ковры кумычки делали из двух или нескольких типов разноцветного войлока. Разные цвета обычно накладывали один на другой и по трафарету прорезали намеченный орнамент. «Затем орнамент одного цвета вшивается встык в фон другого, в конечном счете, получается два арбабаша с одинаковым рисунком, но разного цвета. Шов прикрывается белой тесьмой, скрученной из простых ниток вручную».
Тяжелым, но очень красивым и прибыльным было производство шелковых платков тастаров: «легкие, как летний ветерок, прозрачные, как сотканная паутина, традиционные кумыкские платки тастары считались символом женственности». Но плетение – это только часть дела. Самым сложным было изготовление ниток из кокона тутового шелкопряда. Сотканный из каких бы то ни было других нитей платок не считался настоящим тастаром.
Платок представляет собой мелкие ромбовидные ячейки. соединенные крохотными узелками. Такое простейшее узелковое плетение в виде ромбовидной решетки филе много веков использовалось для плетения рыболовных и охотничьих сетей. «Учитывая то, что в Дагестане рыбная ловля была развита на равнине, и что только здесь были центры тастароплетения, можно допустить, что техника плетения рыболовных сетей могла быть использована и для плетения тастаров». А еще у кумыков есть легенда о том, как молодой очень бедный рыбак, уходя очередной раз в море, хотел оставить своей возлюбленной подарок и, за неимением лучшего, сплел платок, так же как он плел сети для рыбной ловли, только с орнаментом в виде звезд. Так тастары и получили распространение.
***
Среди кумыков есть этнографические группы, кумыки: брагунские, буйнакские, каякентские, моздокские, хасавюртовские и субэтносы: башлынцы, казанищенцы, эндиреевцы. Говорят кумыки на кумыкском языке, который является одним из старописьменных литературных языков Дагестана и имеет свои диалекты: буйнакский, кайтагский, предгорный, хасавюртовский и терский. «В царские времена кумыкский язык изучался в гимназиях и училищах Владикавказа, Ставрополя, Моздока, Кизляра, Темир-Хан-Шуры. … Литературный язык сложился на основе хасавюртовского и буйнакского диалектов. В прошлом язык кумыков служил языком межэтнического общения на Северо-Восточном Кавказе, был официальным языком переписки с русскими царями, представителями русской администрации. О популярности кумыкского языка среди других народов Дагестана свидетельствует и тот факт, что во время сватовства одной из лучших характеристик молодого человека было упоминание, что он «знает кумыкский язык», и это означало, что «жених – очень знающий человек, с таким не пропадешь».