// Многонациональная Россия

Кумыки

Кумыки
Численность народа: 565 830

Когда-то на этих землях жили воинственные и независимые амазонки. Так считали Страбон и Зонарс. Эхом того времени звучит легенда о женщине-богатырше Максуман. Но именно эхом, потому что легенда эта изложена в «Песне о Карткожаке», который был мужчиной. Исследователи считают, что история эта отражает примерно тот период, когда аборигенное сообщество переходило от матриархата к патриархату.

По легенде, жила-была женщина-богатырь Максуман, которую никто не мог победить. И было у нее 40 братьев. Решили эти братья выдать ее замуж. Вот она – несправедливость патриархального устройства. Богатырь – женщина, а замуж ее решают выдать братья. Но это так, лирически-шутливое отступление. Максуман соглашается выйти замуж, но только за того, кто окажется сильнее ее. «Когда  братья послали к Максуман  Карткожака с просьбой угнать табуны, она не захотела добровольно их отдать. … В поединке Карткожак проигрывает Максуман, не подозревая, что перед ним девушка. Он возвращается к ее братьям и рассказывает о поражении. Узнавшая об этом Максуман, усматривает в поступке Карткожака черты благородства и соглашается выйти за него замуж».

Так закончилась эпоха амазонок в тех краях, что лежат вдоль берега Каспийского моря, между рекой Тереком и Сулаком. В тех краях, где живут сейчас кумыки - самый крупный по численности тюркский этнос Северного Кавказа.

Начало истории самих кумыков теряется в глубине веков, посему недостоверно. Но существует несколько версий:

  • «ряд зарубежных ученых этноним «кумык» и государственность кумыков обнаруживает на Кавказе и в Малой Азии еще до нашей эры»;

  • «некоторые полагают, что кумаки издревле занимали побережье Каспийского моря и были известны Птолемею под именем ками, камаки»;

  • «многие видят в них потомков хазар»,

  • большинство считает, «что они поселились в занимаемых ими теперь местах во время процветания хазарского царства, т. е. в VIII веке».

Обобщенная версия звучит так: «Этногенез кумыков происходил за счет смешения древних племен предгорного Дагестана с пришлыми тюркскими кочевниками савирами (V-VII вв.), хазарами (VII-X вв.) и кыпчаками-половцами (XI-XIII вв.). Окончательное формирование кумыков как этноса произошло в XII-XIII вв. … При этом обращают на себя внимание четко выраженное этническое самосознание у кумыков, которое зафиксировано в письменных источниках, начиная с ХI-ХIII вв., а также то, что уже ко второй половине ХIХ в. кумыки представляли собой высококонсолидированный народ с развитыми этническими признаками: распространением единого эндоэтнонима, единого языка, наличием единого культурного ядра, регулярностью торгово-экономических и культурных взаимосвязей».

Консолидацию традиционно обеспечивал общественный уклад, базировавшийся на больших патриархальных семьях с неразделенным хозяйством, которые в кумыкских селениях бытовали до середины 19 века. Старший мужчина распоряжался сем имуществом, включающим земельные владения, скот. Он же распределял основные занятия и работы внутри семьи. Значительную роль играли тухумы. В тухум входили только родственники по отцовской линии - 100-150 человек.

С середины 19 века большую семью начинает постепенно замещать малая, «хотя кое-где сохранялись неразделенные семьи или семейные общины численностью до 25-30 человек». В малой семье по прежнему все члены семьи подчинялись старшему по возрасту мужчине. Он пользовался непререкаемым авторитетом, однако при решении важных вопросов ведущую роль играл уже семейный совет, в который входили все взрослые мужчины и некоторые старшие опытные женщины.

Брак заключался по законам шариата – мусульманского права. Вступать в брак молодые люди могли начиная с 15 лет. «Переговоры с родителями девушки вело доверенное лицо – арачы, затем, после появления шансов на успешное сватовство, к родителям девушки посылались сваты (гелечилер). За невесту платили калым, одна часть которого у кумыков шла в пользу родителей, другая – на покупку приданого. Кроме того, муж должен был платить гебингъакъ, обеспечивающий жену и детей на случай развода или своей смерти».

Руководствуясь законами шариата разбирали так же дела о завещаниях, опеке, разделе имущества. Дела об убийствах, ранениях, избиениях, воровстве, поджоге, прелюбодеянии, похищении, ложной присяге, исковые дела велись на основе адатов – обычном праве. «Существовал и третейский суд (маслагьат), решение которого считалось окончательным. По важным делам созывался общий сход мужчин, где решающую роль играла феодальная верхушка».

Феодальная верхушка – это беи или князья – главное сословие кумыкского общества. Следующими в «табели о рангах» шли чанка - княжеские дети от неравных браков, потом независимые дворяне, за ними уздени или дворяне, находившиеся в вассальных отношениях к князьям, следующими считались чагары или землепашцы, из которых одни были вольными, другие находились в зависимости от князей и узденей, платили им оброк либо обрабатывали земли, последними шли кули или рабы.

 



Кумыкские территории являлись частью золотоордынского улуса Борогъан со столицей городом Маджар. После гибели державы Тимуридов на базе княжеств Къумукълукъ, Эндирей и Къайтаг образовалось независимое Кумыкское государство (“Къумукъ хакимиет») со столицей в Тарках, охватившее территорию кумыков Дагестана. Тарковский шамхал (шавхал) занимал особое место вплоть до создания Дагестанской области в 1867 году, его сюзеренитет признавался другими кумыкскими и иными владетелями Дагестана. Обретя независимость в 1441 году, через 30 лет Кумыкия стала крупнейшим государством Северо-Восточного Кавказа, «что доказывает достаточную социокультурную зрелость тюрок Прикаспия и осознание ими своего единства». Как единое государство она просуществовало 147 лет и в 1588 году достигло апогея своего могущества.

В 1560-х годах начинаются походы русских войск против Тарковского шамхальства и в 1588 году на месте столицы ханства строят русскую крепость Терки. А последние кумыкские территории, после многочисленных восстаний и войн, официально отходят России в 1813 году. Сегодня на территории традиционного расселения кумыков расположено большинство дагестанских городов: Махачкала, Буйнакск, Хасавюрт и пр.

Через земли кумыков проходили важнейшие торговые пути, в частности Великий шелковый путь. Удачное расположение Кумыкской плоскости между морем и горами способствовало развитию торговли и ремёсел, земледелия и животноводства. В области животноводства удачно работала коллаборация с жителями Нагорного Дагестана. У них кумыки арендовали летние пастбища, а зимой, наоборот, сдавали в аренду свои зимние. Разводили лошадей, овец, крупный рогатый скот.

Кумыки считаются народом оседлой земледельческой культуры. С 8-9 веков тут развивались хлебопашество, садоводство, виноградарство. Сеяли пшеницу, ячмень, просо, рис, кукурузу. Период начала полевых работ предварял обряд «сжигания зимы». Для обряда разводили костры, через которые прыгали все участники праздника. Кроме того, в каждой кумыкской семье на весеннее равноденствие, 21 марта готовится специальное блюдо — пельмени с яичной начинкой. Лишь после этого наступала весна.

Кроме того кумыки ловили рыбу, разводили пчел, охотились, позже добывали соль и нефть. Местная земля помимо нефти оказалась богата еще и газом, строительным сырьем, минеральными и грязевыми лечебным источниками.

Среди традиционных домашних промыслов и ремёсел самое большое распространение получили:

  • обработка овчины, шерсти,

  • сукноделие,

  • производство войлока,

  • производство шелковых тканей,

  • хлопчато-бумажное ткачество,

  • безворсовое и ворсовое ковроткачество,

  • золотое шитье,

  • кружевоплетение - традиционные женские занятия;

  • обработка кожи,

  • дерева,

  • камня,

  • кузнечное и оружейное дело,

  • чеканка - мужские занятия.

Часть произведенных материалов и изделий шла на удовлетворение внутренних потребностей, другая - высококачественные сукна, бурки, ковры, ковровые изделия, вязаная обувь – шла на реализацию.

Войлочные ковры  кумычки делали из двух или нескольких типов разноцветного войлока. Разные цвета обычно накладывали один на другой и по трафарету прорезали намеченный орнамент. «Затем орнамент одного цвета вшивается встык в фон другого, в конечном счете, получается два арбабаша с одинаковым рисунком, но разного цвета. Шов прикрывается белой тесьмой, скрученной из простых ниток вручную».

Тяжелым, но очень красивым и прибыльным было производство шелковых платков тастаров: «легкие, как летний ветерок, прозрачные, как сотканная паутина, традиционные кумыкские платки тастары считались символом женственности». Но плетение – это только часть дела. Самым сложным было изготовление ниток из кокона тутового шелкопряда. Сотканный из каких бы то ни было других нитей платок  не считался настоящим тастаром.

Платок представляет собой мелкие ромбовидные ячейки. соединенные крохотными узелками. Такое простейшее узелковое плетение в виде ромбовидной решетки филе много веков использовалось для плетения рыболовных и охотничьих сетей. «Учитывая то, что в Дагестане рыбная ловля была развита на равнине, и что только здесь были центры тастароплетения, можно допустить, что техника плетения рыболовных сетей могла быть использована и для плетения тастаров». А еще у кумыков есть легенда о том, как молодой очень бедный рыбак, уходя очередной раз в море, хотел оставить своей возлюбленной подарок и, за неимением лучшего, сплел платок, так же как он плел сети для рыбной ловли, только с орнаментом в виде звезд. Так тастары и получили распространение.

***

Среди кумыков есть этнографические группы, кумыки: брагунские, буйнакские, каякентские, моздокские, хасавюртовские и субэтносы: башлынцы, казанищенцы, эндиреевцы. Говорят кумыки на кумыкском языке, который является одним из старописьменных литературных языков Дагестана и имеет свои диалекты: буйнакский, кайтагский, предгорный, хасавюртовский и терский. «В царские времена кумыкский язык изучался в гимназиях и училищах Владикавказа, Ставрополя, Моздока, Кизляра, Темир-Хан-Шуры. … Литературный язык сложился на основе хасавюртовского и буйнакского диалектов. В прошлом язык кумыков служил языком межэтнического общения на Северо-Восточном Кавказе, был официальным языком переписки с русскими царями, представителями русской администрации. О популярности кумыкского языка среди других народов Дагестана свидетельствует и тот факт, что во время сватовства одной из лучших характеристик молодого человека было упоминание, что он «знает кумыкский язык», и это означало, что «жених – очень знающий человек, с таким не пропадешь».