// Многонациональная Россия

Ороки

Ороки
Численность народа: 295

Сами себя они называют ульта или нани (как и нанайцы). А всего у ороков больше 20 самоназваний: тазунг, орок, ороцко, орокко, ораката, орохко, орокес, улка, улька, ольчи, ольча , оронгодохун, орныр, додзин, тозунг, уйльта, уилта, ульта, уйрута, ульчар и т.д.

Ороки делятся на две группы: 

— северные ороки  - доронени — проживают на севере Сахалина;

— южные ороки - суннени — населяют южную часть острова до залива Анива.

Есть еще крошечная община на Хоккайдо.

Первые занимались оленеводством, охотой, морским зверобойным промыслом, ловили рыбу. Зимой отправлялись на оленях в тайгу, охотились с луками, копьями на медведя и северного оленя. Соболей ловили петлями. Других животных заманивали в ловушки или стреляли самострелами. Весной гнали оленей на прибрежные луга заливов восточного побережья. Каждая семья держала до тридцати домашних оленей. У отдельных очень богатых семей численность стада доходила до сотни. Больше всего оленей - около 300- имел род Нучи Баяуса. Вообще в родовом составе ороков 13 родов, 8 больших - даи и 5 маленьких – нути. Большими  называли парные роды, маленькими – одиночные. Род Нучи Баяуса, например, был не только парным, но еще его связывали родственные отношения с амурскими ульчами. И, кстати, упомянутое стадо стало основой оленеводческого колхоза «Вал». Колхоз был организован в 1932 году, объединил почти всех ороков северного Сахалина и распался уже в постсоветское время.

Существовали  межродовые объединения, как у нанайцев. Отдельные роды ороков состояли в отношениях доха со своими ближайшими соседями – нивхами. В селениях жили сообща и промышляли рыбу члены разных родов, и это было типично для народов Амура. Но каждая семья являлась самостоятельной экономической единицей.

Из морского зверя ходили на нерпу, сивуча, ларгу. Добывали  его острогами с очень длинным древком или гарпунами с костяной головкой. Очень популярны были. плавающие бревна с набитыми крючьями. Рыбу ловили сетями, неводами, удочкам и острогами.

Сушеную рыбу - юколу, рыбий жир, мясо лесных и морских зверей, сало для освещения запасали на зиму. Мясо рыбы и животных - основа традиционной кухни ороков. Его едят и в сыром, и в вяленом, мороженом, вареном или копченом виде. Жирные куски рыбы жарят на углях и запивают жиром нерпы. Из юколы варят суп с крапивой, морской капустой, рыбьим жиром. Из морской капусты умеют делать отдельное блюдо типа холодца, которое едят с отварной рыбой. В меню всегда было много ягод и орехов: черника, голубика, морошка, шиповник, шикша, брусника, кедровые орехи, дикий лук и чеснок, которые потом добавляли в рыбный паштет. Их собирали женщины, как и дикорастущие съедобные и лечебные растения. А еще собирали бересту, из которой изготовляли утварь, крапиву, из волокон которой делали нитки и плели рыболовные сети и осоку. Из осоки делали стельки для промысловой обуви. Саму обувь и одежду шили из шкур морских зверей и диких оленей.

Основными занятиями южных ороков были морской промысел, охота в тайге с 1–2 собаками и рыболовство. Традиционная кухня мало отличалась от северной. Из юколы варили суп, добавляли крапиву, морскую капусту, стебли кувшинок, рыбий жир. Варили бульоны из нерпы, оленя, раковин, диких животных. В бульон из мяса или рыбы клали борщевик, листья молодой крапивы, полыни. Из мяса, рыбы готовили шашлыки, рыбный паштет ели с диким чесноком, ягодами, черемшой. Варили кишки кеты и толстые кишки оленей. Предварительно их наполняли оленьей кровью. Из кожи горбуши, кеты делали студень.

Ритуальным блюдом у ороков было вареное мясо собаки. Ели его перед походом на промысел. Еще одним ритуалом был медвежий праздник. Помимо вареного мяса медведя, в праздник готовили густые или жидкие каши, супы, отварную полынь, корни лопуха, папоротник, борщевик, корни и стебли кувшинок. Ороки торжественное ели мясо зверя, после хоронили его кости. Вообще, у ороков (и не только) присутствовал культ медведя. Когда медведя убивали, его приносили в поселок и устраивали торжественную встречу. Тушу клали на землю, расставляли перед ней разные кушанья. Если в лесу удавалось поймать медвежонка, его растили до 2 лет в срубе, после устраивали медвежий праздник, который длился несколько дней.

Каждый вид животного имел у ороков своего хозяина, который мог направить добычу к охотнику и рыбаку или разогнать её. Шаман во время жертвоприношения обращался сначала к богу земли Удзинохо эджэн и только через него к хозяину неба Унзори (Эндури). Хозяину моря Тэуму весной и летом приносили жертвы: в море бросали пищу из ритуальной посуды. Иногда хозяева стихий наделялись лечебными возможностями. Хозяин воды Дашка помогал от боли в шее, хозяин медведей Бату – от ломоты в костях, «птицеголовый» горбун – от боли в пояснице. Тигр ырхы представлял собой оберег от разных заболеваний.

Космос ороки представляли в трёх мирах: верхний, средний (земной) и нижний. Верхний мир является территорией обитания культурных героев и хозяина Вселенной. Средний мир населяли люди и звери. Нижний мир – уединённое обиталище умерших предков
 и животных, духов. Он находится на дне моря, во владении царя рыб и морских
 животных. Главным божеством верхнего мира являлся Эндури. Эндури противостоит хозяину подземелья – чёрту Карау Амба, обитающему в болоте.

В конце XIX века ульта приняли православие, но при этом продолжали почитать духов-хозяев рек, зверей, сопок, тайги, духов-покровителей. К этим духам обращались с просьбами о здоровье, благополучии, успешной охоте. 

После русско-японской войны японские власти создали на Южном Сахалине губернаторство Карафуто. Японцы лишили южных ороков оленей.  Они изымали у них оленей для военных целей, а самих ульта переселяли в специальные «лагеря» для «лучшего управления ими». В начальной школе для аборигенов ороков учили японской грамоте, им стали давать японские имена, а родовые названия были переведены на японский язык. В 1945 Южный Сахалин вернули России.