Численность народа: ок.13000
«Жизнь цахуров издревле была неразрывно связана с Кавказом - с его горами и равнинами. На протяжении тысячелетий друзьями цахуров были горные вершины с блистающим белым снегом, бурные реки, утопающие в зелени плодородные равнины. И всё это наложило свой отпечаток на характер цахуров и, в то же время, научило их чувствовать связь с природой, любить и не бояться её. Цахуры суровы, как горные зимы, горды и молчаливы, как древние скалы, гостеприимны, как летние пастбища и цветущие равнины, подтянуты и стройны, как винторогие туры»
Город, давший название тогда еще племени, был заложен в 1 веке до нашей эры, а точнее в 80 году. «Он впервые упомянут в документе "Имущество цахурских правителей". Далее Цахур в форме "Сахур" упомянут в персидской надписи 293 г. из Пайкули. В древнегрузинских источниках цахуры носили иные названия - "суджи", а их страну называли Суджетией или Цукетией. Именовались они и эрами, а страну называли Эрети».
Цахуры были одним из 26 племен, входивших в состав Кавказской Албании, а Цахурское султанство – одним из самых древних государственных образований в Южном Дагестане. Султанство занимало ущелье в верховьях реки Самур, эту территорию и сейчас называют Горный магал. Горный магал – одно из самых суровых и труднодоступных мест Дагестана. Оно со всех сторон окружено почти непроходимыми горными хребтами и отличается жестким климатом. Цахур дословно означает «село в огне». Легенды утверждают, что за свою долгую историю село было разрушено и сожжено два раза. «Уничтожены почти все населенные пункты, угнан скот, истреблены более половины жителей. Земля опустошалась иноземными войсками. Но после набегов все снова восстанавливалось».
Во второй половине 16 века Цахур перестает быть главным «городом» и столица переносится в Илис. Вокруг Илиса создается новое - Илисуйское султанство, которое сыграло очень важную роль в Юго-Западном Дагестане и Северо-Восточном Азербайджане. Илисуйский султанат занимал горную часть Дагестана и предгорную часть Азербайджана. На сегодняшний день территория бывшего султанства так же разделена между двумя странами. 12 цахурских селений расположены в Дагестане, остальные 17 – в Азербайджане.
Географически территория представляла собой две зоны - горную и высокогорную. В горной было развито орошаемое земледелие, в высокогорной – богарное (без полива). Сельхозработы начинали в первые дни марта. Возделывали просо, рожь, пшеницу, овес, ячмень, горох. Как и почти у всех народов, сев начинался с обряда «первой борозды»: «до совершения обряда вывоза плуга на поле никто из сельчан не вправе приступать к распашке полей». Но пригодных полей было мало, особенно с учетом того, что земля нужна была и под пахоту, и под пастбища и под покосы. Пастбища забирали львиную долю пригодной земли, и получалось, например, что на одно селение из 17 подходящих десятин «средний надел для земледелия составлял около 1 десятины». Своего зерна цахурам хватало на 2-3 месяца, запасы хлеба пополнялись в процессе меновой торговли с соседними аулами.
«В результате многовекового опыта сроки проведения сельскохозяйственных работ определялись по особому календарю каждому аулу. Умелая эксплуатация пастбищных земель, своевременный перегон скота с гор на равнину и обратно, выполнение различных сезонных работ - это далеко не полный перечень работ, сроки которых жители султанства соблюдали с точностью».
Основную роль в хозяйстве играло, конечно, скотоводство. Для него природой были созданы оптимальные условия, включая климат, богатую растительность, прекрасные луга. Скотоводство обеспечивало население базовыми продуктами питания, скот использовался как тягловая сила при обработке земли и как транспортное средство.
Самым распространенным скотом были овцы. В жаркое время года они питались на высокогорных летних пастбищах под присмотром чабанов, а содержались в открытых кошарах. Для чабанов строились временные жилища. С наступлением холодов скот перегонялся на пастбища вблизи аулов. Зимних пастбищ катастрофически не хватало, как не хватало и сена для зимнего содержания скота рядом с домом. Поэтому скот перегонялся за десятки и сотни километров на арендованные зимние пастбища в равнинной части Дагестана и Азербайджана. За аренду пастбищ горцы платили натурой и много. Для оплаты зимовки скота они объединялись в кош. «Для решения организационных и других вопросов, связанных с ведением животноводческого хозяйства, выбирался один старший - серкер или удаман. Им мог быть любой хозяин, имеющий опыт практической работы, но чаще всего это был владелец большей части овец и арендной доли. Он решал вопросы, связанные с арендой пастбищ, распределял обязанности кошевого объединения и следил за соблюдением внутреннего распорядка, в основе которого лежало традиционно строгое выполнение всех указаний серкера. С наступлением весны у жителей формировалось стадо крупного рогатого скота, которое паслось наемными либо местными пастухами. Каждый пастух получал почти пуд зерна за каждую голову крупного рогатого скота».
У цахуров, как и у всех остальных горцев, были развиты кустарные ремесла и промыслы. Ремесленники обеспечивали население одеждой, обувью, предметами домашнего обихода, инвентарем и прочее, прочее. Промышляли же обработанной кожей, деревом, шерстью, камнем. Производили сукно, войлок, ткали ковры и паласы, вязали шерстяную обувь, веревки, мешки … Этими видами производства, как и обработкой козьей и овечьей шерсти, занимались женщины, а мужчины вырабатывали овчинные меха и кожи.
Занимались жители Цахурского султанства и обработкой дерева. Дерево шло на сельскохозяйственные орудия труда, подносы, лари под зерно, ткацкие станки и люльки, которые вполне прилично стоили. «За одно деревянное корыто «чанах» платили пуд пшеницы или два пуда ячменя, лари вместимостью 500 кг стоили каждый по 8 пудов пшеницы». Кроме зерна предметом меновой торговли были: соль, фрукты, пряности, шелк и парча.