// Многонациональная Россия

Горские евреи

Горские евреи
Численность народа: ок. 30000

Сами себя горские евреи именуют джуури. И хотя «джуури» переводится как «евреи», этноним «горские евреи» считается не полностью обоснованным. Однако именно он получил широкое распространение в России. Так джуури испокон веку назвали соседи, чтобы подчеркнуть их отличие от остальных представителей древнего народа. При том горские евреи официально считаются не отдельным народом, а этноконфессиональной группой, сформировавшейся на территориях Дагестана и Азербайджана.

Предки горских евреев из колена Симонова жили в Персии с VIII века до нашей эры, но бежали оттуда в V веке и обосновались в Кавказской Албании. Впрочем, есть и другие гипотезы:

  1. царь Ассирии Саргон насильно переселил десять колен Израилевых в «горы Мидийские»;

  2. горские евреи – это обращённые в иудаизм таты;

  3. таты-мусульмане – это бывшие горские евреи

  4. парфяне и Сасаниды (династия персидских правителей) специально основали на Кавказе еврейские поселения, чтобы те служили своего рода буфером во время набегов кочевых племён.

  5. горские евреи – бывшие хазары

«Об этногенезе горских евреев до сих пор спорят антропологи. Одни специалисты причисляют их к потомкам праотца Авраама, другие считают кавказским племенем, принявшим иудаизм в эпоху Хазарского каганата. Например, известный российский ученый Константин Курдов в своей работе «Горские евреи Дагестана», которая была опубликована в «Русском антропологическом журнале» от 1905 года, писал, что горские евреи более всего близки лезгинам. Другие исследователи отмечают, что представители колена Симонова, давно поселившиеся на Кавказе, своими обычаями, традициями и национальной одеждой похожи на абхазов, осетин, аварцев и чеченцев».

А вот «британский генетик Дрор Розенгартен проанализировал Y-хромосому горских евреев в 2002 году и выяснил, что отцовские гаплотипы представителей этой этнической группы и других общин евреев во многом совпадают. Таким образом, семитское происхождение джууру теперь научно подтверждено».

Жили горские евреи всегда большими семьями. Три-четыре поколения проживали в одном дворе. Была распространена полигамия и у каждой жены с детьми был отдельный дом или отдельная часть дома.  Таким образом, в целом семья могла состоять из 70 человек. Несколько больших семей с общим предком образовывали тухум, свойственный социальному устройству всех кавказских общин.

«Горские евреи были полностью включены в структуру сложных межродовых отношений Кавказа …, они слыли храбрыми джигитами, но при этом они всегда соблюдали субботу, обряд обрезания и ели кошерную пищу». Кошерную пищу в том смысле, что из кошерных продуктов готовили, в том числе, и блюда кавказской кухни. Они отмечают все основные иудейские праздники, соблюдают свадебные и похоронные обряды, следуют наставлениям раввинов. В современных общинах горских евреев обязательно есть своя, «горская», синагога, свои раввины-даяны, свои проповедники-нумазы в храме, свои учителя. Горские евреи религиозные праздники называют по-своему: Пасха -«Нисону», Пурим – «Гомуну» и пр.

Траур  джуури носили в течение года. Вообще, похоронно-поминальная обрядность была наиболее консервативной в рамках традиционной культуры. Смерть воспринималась общиной как нечто чрезвычайно важное. Дом умершего наполнялся людьми в течение нескольких часов. Приходили не только родственники и соседи, но даже совершенно незнакомые люди. «Причем нередко останавливалась работа – торговцы запирали лавки, ремесленники бросали свои дела». Для оплакивания приглашались специально обученные женщины. Они царапали себе лицо, рвали волосы, издавали душераздирающие крики. Затем покойника переносили во двор, где  клали на землю, зажигали свечи, раввин читал молитвы. Женщины шили из тонкого холста специальную одежду, включая перчатки и ермолку. Поверх всего надевали саван. Если человек умер насильственной смертью, надевался только саван. Женщины могли проводить покойного только до середины пути, вход на кладбище им был запрещен. В могилу покойника помещали головой к востоку. При выходе с кладбища провожавшие рвали траву, и бросая ее через плечо, говорили: «Да не будет больше смерти!»

Целую неделю после похорон дом усопшего был полон людей. По поверью, в продолжение этой недели душа покойного посещала свой бывший дом, потому что не могла смириться с тем, что она лишилась своего жилища. Для нее в углу комнаты родственники ставили зажженную свечу, которая горела неделю. Через месяц справлялись поминки – сеим. Сразу после этого можно было ставить на могиле памятник.

Но горские евреи подчинялись и законам адата, основанным на обычаях гостеприимства, куначества и кровной мести. Только вот в случае неисполнения обычая кровной мести, еврейские семьи могли породниться. Если убийца тоже был евреем, а родичам убитого не удавалось ему отомстить в течение трёх дней, семьи имели право уладить конфликт узами кровного родства.

В городах евреи жили в отдельном квартале или предместье. Общиной руководил глава наиболее уважаемой или многочисленной семьи. Главный раввин города избирался руководителями общины.

Горские евреи с давних лет сумели монополизировать торговлю коврами на Дербентских рынках, и это занятие у них считалось очень почётным. Если в других регионах России евреям долго было запрещено возделывать землю, то на Кавказе они свободно занимались земледелием, разводили шелкопряда, выращивали абрикосы, табак и виноград. Занимались плетением ковров и изготовлением тканей, кожевенным делом, рыболовством, а кроме того разводили марену, из которой раньше делали красную краску, столь необходимую в производстве ковров и тканей.

«По оценкам специалистов, общая численность представителей этой этнической группы составляет около 250 тысяч человек. В основном они сейчас живут в Израиле (140-160 тысяч) и США (примерно 40 тысяч). В России насчитывается порядка 30 тысяч горских евреев: крупные общины находятся в Москве, Дербенте, Махачкале, Пятигорске, Нальчике, Грозном, Хасавюрте и Буйнакске. В Азербайджане на сегодняшний день живут около 7 тысяч человек. Остальные – в разных европейских странах и Канаде».

Представителей иудейской этнической группы на территории Азербайджана и Дагестана не стоит путать с так называемыми грузинскими евреями. Этот субэтнос возник и развивался параллельно и имеет свою самобытную культуру.