Численность народа: 1 674 854
Дать точное, детальное описание истории возникновения чеченского этноса не представляется возможным. За годы, века постоянной борьбы за выживание и многочисленных войн, ведшихся на этих землях, было утеряно очень много письменных источников, повествующих о прошлом чеченцев. За обладание Кавказом, через который пролегали пути европейско-азиатской торговли, в течение веков боролись и Рим, и Византия, и Парфянское царство, и царство Сасанидов, не говоря уже о более поздних Ираке, Иране, Турции, Англии.
«Нашествия гуннов, монголо-татар, полчищ Тамерлана, Кавказская война XIX в., и, наконец, самый серьёзный удар по письменным источникам был нанесён в ХХ веке, в ходе депортации чеченцев в Казахстан и Киргизию, когда в центре Грозного тысячами на кострах уничтожались старинные чеченские «тептарш» — летописи, повествующие о нахской старине».
Тем не менее, до нас дошла "География" Страбона, в которой он упоминает этноним гаргареи, «этимология которого близка нахскому "гергара" - "родной", "близкий"». Далее армянские источники 7 века рассказывают о чеченцах, называя их «говорящими на языке нохчи»- нахча матьян. Предполагается, что сасаны, упомянутые персами в 13 веке – чеченцы. В хрониках 14 века упоминается "народ нохчи". Нохчи же, как считают чеченцы, это люди Ноя. В документах 16-17 веков встречаются племенные названия чеченцев: «ичкеринцы - нохчмахкхой, ококи - аьккхий, шубуты - шатой, чарбили - чеберлой, мелки - маьлхий, чантинцы - чIаьнтий, шаройцы - шарой, терлойцы – тIерлой».
Чеченцы - один из древнейших автохтонных народов мира. Считается, что антропологический тип нахов сформировался уже в эпоху поздней бронзы и раннего железа. Древние нахи, живущие на северных склонах Кавказского хребта и степях Предкавказья, тесно контачили сначала со скифами, позже с сарматами и аланами. У них были крепкие «связи с древнегрузинскими царствами и античным миром. Грузинские летописи отмечают этнические объединения нахов, т.е. предков чеченцев, в контексте событий 2-3 веков до н.э., а римские авторы Плиний и Страбон называют отдельные нахские племена в своих трудах, относящихся к 1 веку н.э.» в связи с борьбой между нахами и римскими легионами.
Наряду с римлянами Кавказу приходилось бороться с Сасанидским Ираном. С конца 6 века Сасанидами была завоевана значительная доля кавказской территории, куда частично попали и земли современной Чечни. Официальная религия Сасанидского Ирана - зороастризм - распространилась на завоеванных территориях. Историки писали «что на территории Северного Кавказа существовали захоронения предков чеченцев и ингушей, в которых явно наблюдается зороастрийская религиозная ритуальная семантика». Речь шла о том, что солнцепоклонники считали, что умершие не должны соприкасаться ни с воздухом, ни с огнем, ни с землей, ни с водой. «Соответственно, захоронение умерших сопровождалось их изоляцией в особых поминальных камерах. … Подобные захоронения встречаются в прошлом и у чеченцев. … О существовании в прошлом на территории Чечни солярного культа, говорят также многочисленные петроглифы, которыми украшали архитектурные сооружения (башенные комплексы, склепы, поминальные камеры, храмы и другие постройки).
К древнейшим солярным знакам, которые были распространены по всему миру, относятся спирали, свастики, крест, крест в круге. Крест, как оберег встречается на многих башнях в Ингушетии и Чечне. У вайнахов свастика была символом вечной жизни и универсальным оберегом, а её загнутые концы символизируют движение солнца по небосводу».
После сражений 7-9 веков с арабами, на Кавказе возникают два царства – Аланское и Серир. Аланское частично располагается на равнинных территориях современной Чечни, Серир – в том числе в ее горных зонах. Появляются большие города, с ними приходит активная торговля. В 13 веке относительно мирное существование прерывается ханом Батыем. «Экономическое и политическое развитие Чечни было отброшено на века».
Консолидацию чеченских племен связывают с нашествием Тамерлана в конце 14 века. По свидетельству различных источников в этом противостоянии погибло почти все дееспособное мужское население.
С началом 15 века Чечня прирастает новыми аулами, начинается активная распашка плодородных земель, развиваются старые и появляются новые ремесленные производства. С периодом 15-17 веков связывают активизацию обработки цветных металлов, дерева, камня, глины, кожи, шерсти, изготовления ювелирных изделий. С камнем, деревом, костью работали мужчины, с шерстью - женщины шитье одежды находилось исключительно в женском ведении. Чеченки выделывали бури, различные виды войлока, паласы, ковры.
Что касается земледелия и землепользования, то в сети попалось одно фактурное описание. Оно, правда, датировано концом 19 века, но можно предположить, что правила землепользования, о которых идет рассказ, были урегулированы много десятилетий назад.
Вся земля некоторых селений делилась на нагорную и равнинную части, располагавшиеся вдоль реки. Нагорную площадь распределяли только под пашню и делили «через 2-3 года по платежным дымам». «Перед началом передела общинники избирали доверенных - «к'ха'ной» по одному от каждого квартала с тремя помощниками. Избранные лица при помощи специальной палки курук, длиной в 6 аршин, определяли «столько участков, цх'ад'ах'кха (пашенный пай), сколько платежных дымов». В других чеченских селениях, где было меньше зарослей чилизника - колючего дровянистого кустарника, нагорную полосу разбивали на три части: хорошую, среднюю и худую. Каждую полосу делили на число платежных домов. В присутствии представителей от каждого платежного дыма, а также полиции, происходила жеребьевка. Переделы осуществлялись через каждые 10 лет. По обычаю, существовавшему издревле, каждый дымохозяин должен был выставлять по одному работнику для очистки канав или рытья новых. Не приславший работника лишался «баша» - права напускать воду на свой пай из общей канавы, у тех, кто отказывался выполнять общественные работы, могли отобрать пай. За выполнением этих работ наблюдал особый выборный - «курук-баш».
Для увеличения площади пашенных земель горцы создавали террасы на склонах, делая для них подпорки там, где существовала опасность сползания земли. На созданные террасы часто землю носили мешками. Никогда в горах земледелие не было простым занятием. Его успешность могла обеспечить только взаимопомощь. «Чаще всего она организовывалась родственниками или соседями для различного рода сельскохозяйственных работ: при посеве, прополке, уборке урожая». У одного были орудия труда и сельскохозяйственный инвентарь, у другого - рабочий скот. Объединение усилий было рациональным подходом к работам. Среди родственного объединения урожай делился поровну, невзирая на индивидуальный вклад каждого. «Некоторые семьи не могли принимать участие в подобных объединениях ни тягловой силой, ни инвентарем, ни рабочей силой, т. к. в чеченских селениях встречалось значительное количество малоимущих семей - это вдовы с малолетними детьми, одинокие старики, не имеющие сыновей. В таких случаях помощь оказывалась безвозмездно». Стремление к взаимопомощи, сплоченность, являются признаками фамильно-патрономической солидарности и считаются маркерами чеченской идентичности.
Осенью и зимой сельхозработы не прекращались, нужно было, например, лущить кукурузу или фасоль. Для этого тоже организовывались совместные сборища. Вообще, такая работа ложилась на женские плечи, но «на огонек» заглядывали и молодые люди. Это был самый удобный способ для молодежи обоих полов присмотреться друг к другу. Помимо работы «на таких мероприятиях молодые люди танцевали, пели песни, т.е. это становилось местом встречи, общения, выбора спутника жизни. С другой стороны - это могло быть и местом смотрин для девушек, поскольку женщины смотрели, насколько девушки умеют вести себя, как одеты и т. д.»
Взрослые женщины не только оценивали девушек, но и делали подобные встречи возможными, «приличными», как того требовали традиции. Традиционность, преемственность, достоинство человека – следующие три пункта, относящиеся в маркерам чеченской этничности.
Что касается чеченских традиций в целом, то социологи относятся к ним, как оптимальному «способу коммуникации: они закрепляли накопленный опыт, воспроизводили "идеальную программу" жизнедеятельности человека, и член общества действовал исключительно в рамках традиций». Соблюдение традиций естественным образом поддерживало порядок в семье, общественной жизни, хотя существовали и внешние механизмы, «институты». За порядком присматривали советы старейшин, Совет страны. Предписания традиционных норм морали носили универсальный характер, были применимы во всех жизненных ситуациях и выполняли функции правового института.
Правовая культура чеченцев считается уникальной. Начало ее формирования связывают с «переходом от существовавших родовых принципов, основанных на обычаях и традициях, к единому определению категорий зулам (преступление) и эхь (постыдность как средство сдерживания). Именно в этот период происходит трансформация обычаев в право …». Право становится обязательным для всех. Появляются сборники постановлений - тептары, в которых систематизировались и записывались законы, принимаемые вышеупомянутым Судом страны.
Второй этап датируют 18 веком, когда «заимствования из правовых систем сначала мусульманского права, затем российского позитивного права способствовали прекращению процесса автономного развития права чеченцев на основе их самобытной правовой культуры». Формулировка немножко пугающая, но если акцент сделать не на словах «прекращение развития», а на слове «автономный», то все становится на свои места. Действительно, взаимная интеграция всегда приводит в нарушении автономности развития какого-либо процесса. Но это не обязательно сказывается на его уникальности. В данном случае «национальная правовая культура чеченцев в изначальном ее понимании не исчезает». В ней остаются и особая роль религии, неотделимая от этнической принадлежности, и сакральное отношение к родине, земле предков, как очередные маркеры идентичности.
Чечня - единственный регион России, где сохранились и почти в полной мере работают адаты - древние родовые законы.
«Чеченскому адату как источнику обычного права свойственен самоконтроль, достигающийся в первую очередь на принципах ответственности каждого члена общества за свои действия перед старшим в семье, роду, перед родовым собранием, обществом». Надо отметить, что тейповая структура социальной организации – тоже относится к маркерам чеченской этничности. «Являясь ключевым источником права, адат выполняет главную свою миссию, выраженную в защите прав, свобод (при одновременном ограничении недозволительного) каждого члена чеченского общества вне зависимости от материального и иного положения». Тут можно упомянуть о еще одном маркере этнической идентичности – индивидуальной и коллективной ответственности.
Последний маркер, о котором обязательно надо рассказать, это институт кровной мести. Опять пугающая формулировка, но в первую очередь «кровная месть у чеченцев (в переводе означает - «ч1ир») выполняла роль института, посредством которого предотвращались преступления и регулировались взаимоотношения между враждующими сторонами».
Чеченская кровная месть это практически всегда месть «равного равному, осуществляемая с соблюдением целого кодекса неписаных правил». Обычно ее объявляют за убийство. За убийство одного человека, следует убить виновного или его близкого родственника. А за убийство женщины полагается убить двоих мужчин. Если ты не отомстил своему кровнику самолично, это не является кровной местью.
Но древнейший обычай включает в себя не только мщение, но и возможность прощения. «Простить, когда была возможность не прощать, всегда считалось очень благородным поступком».