// Многонациональная Россия

Вепсы

Вепсы
Численность народа: 4534

«…они от рождения седовласы, а стране их чрезвычайно много собак, которые защищают её от нападений»

Так описывал вепсов Адам Бременский в «Дееписании гамбургских епископов» в 1070 году. Европейским летописцам много было известно о народе, который сыграл значительную роль в образовании древнерусского государства. Словене, кривичи, чудь и весь, как гласит «Повесть временных лет», призвали на русские земли варягов, чтобы править богатыми городами и погостами. Словене и кривичи — предки современных русских и белорусов. Чудью русские летописцы называли финно-угорские племена, весь — это нынешние вепсы, уже тогда известные как отдельное племя. Весь принимала участие и в походе Олега на Смоленск, Любечи и далее на Киев: « Поиде Олег, поим воя многих, Варяги, Чудь, Мерю, Весь, Кривичи». И еще: « А перьвии насельници в Новгороде – словене, в Полотьски - кривичи, в Ростове – меря, в Белозере - Весь…»

То есть, предки современных вепсов занимали территорию Межозёрья: между Нево, Онего и Белым озером (Ладожское, Онежское и Белое озеро в Вологодской области) с конца 1 тысячелетия и эти земли считались их исконными. Основная группа веси обитала западнее Белого озера и часто звалась чудью, которой называли тогда значительное количество этнических образований: некоторые эстские племена, водь и весь. Некоторые группы вепсов сливались с иными этносами, становясь их частью, как вепсы, ушедшие севернее Свери, стали людиками и ливвиками, принадлежностью карельского этноса. Постепенно племена перемещались на восток и в Обонежье и Заволочье образовали группы, называемые заволочьской чудью. А группы, ушедшие на восток дальше всех, уже участвовали в создании этноса коми.

До крещения в X-XI веках вепсы были язычниками. Долго еще почитали животных и рыб, а щуке и медведю вообще поклонялись. В лес ходили с уважением, как в свой дом. В воду не плевали, ничего не кидали и рядом с водой даже не сквернословили. Иначе разозлится хозяин воды Инжад, улова не даст, лодку перевернет. Лешие, что в лесу живут, зазря никого не обидят. А если пастух себя хорошо поведет, то  даже помогут присмотреть за стадом на лесных лужайках. Только не должен пастух пить, ругаться и с женщинами шашни заводить, есть ягоды и грибы, убивать животных и птиц, ломать ветки. Хозяин леса не трогал стадо, если пастух давал ему в жертву одну или две коровы.

Прежде чем рубить деревья, особенно для дома, поклонялись хозяину леса, Мец Ижанду, спрашивали разрешения. Рядом с нужным деревом клали угощенье, чтобы душа дерева вышла за лакомством из ствола и не пострадала от топора. Рубили для изб крепкую сосну, растущую на пригорках. Выбирали по звуку -  обстукивали и слушали, чтоб “сухой” звук был.

Вселялись в новую избу в новолуние. С иконой и свежим хлебом заходил в дом хозяин. Хозяйка за ним вносила петуха и кошку. Если петух начитал с порога кукарекать, значит быть хозяевам счастливыми в новом доме. Потом уходили, оставляя кошку на ночь. Было поверье, что первым умрет тот, кто первым начнет жить в доме. На следующий день начинали заселяться уже со всем скарбом.

Для хозяек тоже существовало много запретов, которые соблюдались испокон веков. Для того чтобы был большой удой, запрещалось мыть наружное дно горшков, в которые доили, наливать молоко на ложку и разное другое.

Традиционно вепсы жили большими семьями, объединявшими 3-4 поколения. Всей хозяйственной и обычной жизнью большой семьи руководил старейший мужчина в семье. Его жена ухаживала за скотом (кроме лошадей), домом, ткала и шила одежду, готовила пищу: кислый хлеб, пироги - рыбники  и курник, ржаные ватрушки, которые называли «калитки» и которыми и сейчас угощают туристов.

Ржаной хлеб являлся одним из основных продуктов на вепсском столе. Ржаная мука использовалась и для основной выпечки — калиток и рыбников.

Самой неожиданной выпечкой был снежный пирог луменикад.  Гороховую муку смешивали с чистым снегом, который поднимает тесто ничуть не хуже дрожжей. Смесь взбивали толкушкой, добавляя чуть соли. Комок такого «теста» выкладывали на тонкую ржаную лепёшку-сканец, прищипывали вверх бортики и выпекали в печи.

Не менее важное место, наряду с разнообразной выпечкой, занимала рыба. В лесных озерах ловили окуня, щуку, плотву. Озера Шимозерского края отличались изобилием щуки. В Онежском озере водилось более 25 видов рыбы, да еще какие! Лосось, палья, форель, сиг, стерлядь. В Прионежье в огромном количестве вылавливали ряпушку. У южных вепсов ловили даже угря. Рыбу вялили, сушили в печах, варили.

Мясо появлялось на столах вепсов довольно редко. Скот забивали поздней осенью, мясо засаливали в бочках. Одним из старинных способов его заготовки впрок являлось вяление. Солёное мясо, завёрнутое в старые сети, вывешивали в начале весны на улице. Летом  перевешивали на чердак, где оно хранилось до двух лет.

Варили пиво, делали квас: «Квас делали из репы — карельского ананаса.

Её много выращивали, по нескольку соток. Крупную парили и пускали на квас, а маленькую резали дольками, сушили в печи, как и морковку, — они у нас за конфеты были, сладкие и, как тянучки, долго жевались»

Но самое «зажигательное» в вепсах, по мнению одного из сотрудников Вепсского этнографического музея, что: «… мы, вепсы, можем увидеть в произведениях Толкиена больше, чем другие народы. Как говорил он сам, прочитанная в 19 лет “Калевала” изменила его жизнь. А перевод “Истории Куллерво” стал его первой пробой в фэнтези. И позже, во “Властелине колец”, видно, как Толкиен вдохновлялся финским, карельским языками, нашей мифологией. Очень много параллелей: например, между его персонажем Томом Бомбадилом и нашим рунопевцем Вяйнемёненом. Или поединок на песнях Финрода и Саурона из сборника мифов и легенд Средиземья — узнаваемая цитата из мира “Калевалы”. Само название сборника “Сильмариллион” происходит от вепсского слова, означающего «наполненный светом». Или вот у Толкиена народ рохиррим (всадники), а у вепсов есть слово “рохрей” — храбрый. Эльфийский язык Толкиена создан на основе наших языков – есть чем гордиться!»





Pagiredik lüšdiks? – Ka!

Говорите по-вепсски? – Да!

Использование народного языка актуально для всех малых народов. Некоторым для этого нужно его возродить, некоторым – беречь последних носителей и обучать подрастающее поколение. И языку, и письменности. Вепсским языком владеют около 4 тысяч человек в России (общая численность вепсского населения  чуть меньше 6 тысяч). При этом у языка 3 живых диалекта:

  • северный (Республика Карелия, прибрежная полоса Онежского озера к северу от Вознесенья);

  • средний (Подпорожский, Тихвинский, Лодейнопольский районы Ленинградской области, Вытегорский и Бабаевский районы Вологодской области);

  • южный (Бокситогорский район Ленинградской области)

Их носители, соответственно, имеют разные исторические ареалы проживания. Северные или прионежские вепсы живут на юге Карелии, на юго-западном побережье Онежского озера. Там когда-то была создана Вепсская национальная волость с центром в селе Шелтозеро. Средние или оятские вепсы проживают в верхнем и среднем течении р. Оять. Южные - на южных склонах Вепсовской возвышенности.

Вепсская письменность на латинской основе была создана в 1931 году. В 1937 году была попытка перевести ее на кириллицу, но ни одной книги на кириллице в те годы не вышло. В 1937 году письменность вепсов вообще была ликвидирована. Восстановили ее только в 1989 году. Вепсский язык ввели в школах, начали готовить учителей вепсского языка в вузах Карелии. На вепсском языке сейчас издаются местные СМИ, художественная и учебная литература. Опять была сделана попытка перевести письменность на кириллице. Создали два алфавита. Однако алфавит вепсского языка на основе кириллицы остался не востребован, был издан лишь один букварь, а вся учебная и художественная литература продолжает издаваться в латинской графике.

Если говорить о традиционных занятиях и промыслах вепсов, то они «и швец, и жнец, и на дуде игрец».

Основным занятием было земледелие. В I и II веках применялось пахотное земледелие, которое требовало физических усилий и большого количества работников. Начиная с пятнадцатого века начали использовать паровой тип земледелия. Большая часть пашни засеивалась зерновыми культурами. Выращивали ячмень, овес, рожь, пшеницу, репу, лен, коноплю, хмель. Но почвы, каменистые и заболоченные, не давали нужного урожая. В 19 веке вынужденно перешли на очень трудоемкий подсечно – огневой тип земледелия. Сначала вырубался лес на нужном участке, затем в течение года срубленные деревья равномерно распределяли на земле. Потом высохшую древесину сжигали. Участок пахали, боронили. Потом засевали. Но даже дополнительные площади для выращивания зерна не позволяли вепсам существовать только за счет земледелия.

Занимались скотоводством. Разводили скот для себя, а племенной для продажи. Скотину очень ценили и берегли, а пастух был одним из самых почитаемых людей в деревне и зачастую считался колдуном. Для деревенского пастуха были обязательны: берестяной рожок, берестяная солонка, иконка-оберег, медный котелок, чайник и рог с прорисовкой ритуальных знаков.

Значительную статью дохода давало и рыболовство. На удочки не разменивались. Ловили неводом, плавными и ставными сетями, мережами, крупную рыбу ловили острогами – трезубцами или пятизубцами. Ценной рыбы было много. Ее вывозили на петербургские рынки.

Еще со средневековья хорошо был развит пушной промысел, главным объектом которого у вепсов был речной бобр. Но брали и зайцев, белок, куниц, выдр... Среди птиц наибольшим спросом пользовались куропатки, тетерева, глухари, рябчики, утки. Зимой охотник брал в лес лопатку, похожую на весло. С её помощью он заметал следы лыж, посыпал снегом капканы, чтобы ни один зверь не учуял, что по лесу идёт человек. Раз в год проводились облавы на медведя.  Охотники заранее находили берлогу, а в марте приходили всей толпой, будили голодного медведя и убивали.

Известны были вепсы и как искусные ремесленники. До 18 века на местных рынках продержались изделия вепсских мастеров, металлургов, кузнецов. Некоторые вепсские селения специализировались на изготовлении огнестрельного оружия. Делали  пищали, винтовальные пищали и винтовки. В 19 веке всем полюбилась оятская керамика. Ее продавали местным, возили в Новгородскую губернию, Петербург и даже в Финляндию.

В Тукшозере преобладало бондарное ремесло. По берегам рек Свири, Ояти, Капши и Паши производили заготовки и сплавы леса. Прионежские вепсы славились печным мастерством, а жители Шокши и Рыбреки известны были даже во Франции своим умением отесывать малиновый кварцит.

Про малиновый кварцит, он же шокшинский порфир  стоит сказать отдельно.  Его использовали в отделке Исаакиевского и Казанского соборов, Зимнего дворца, Михайловского замка, позже мавзолея Ленина и московской станции метро «Бауманская». Николай I подарил французскому правительству несколько глыб, которые были пущены на отделку саркофага Наполеона.

А еще северные вепсы добывали диабаз, из которого сделана брусчатка Красной площади в Москве.

Традиционными женскими занятиями были рукоделие, ткачество, вязание, вышивка. Лён вепсы выращивали с давних времен, обрабатывали его, ткали полотна. Во всех вепсских домах были ткацкие станки и инструменты для обработки льна. Девочки помогали прясть рядом с 5-7 лет.

Шили вепсы медными иглами: игла с отверстием в центре предназначалась для штопки шерстяных изделий, а игла с отверстием на краю — для вязания. Вепсские женщины умели вязать рукавицы и носки одной иглой. Этот специфический способ сохранился у вепсов до сих пор.

Одежду шили сами, как бытовую, так и праздничную. Некоторым предметам традиционного одежды придавали сакральный смысл. Пояса, например, служили оберегами, их носили постоянно. Новобрачные, боясь порчи, повязывали под одеждой пояса из рыболовных сетей с оберегом из высушенной щучьей головы. Новобрачную вытирали подолом рубахи свекрови, дабы привить послушание. Для усиления родительской любви новорожденного заворачивали в рубаху отца или матери. Играли свадьбу зимой, после сватовства.

В случае отказа девушка бросала в угол дома 3 полена. Если же сватовство закончилось согласием, родители невесты отправлялись в гости к жениху для осмотра дома и хозяйства.

Похороны у вепсов были двух видов. В первом случае оплакивали покойного, а во втором старались его "развеселить". И, по древнему обычаю, похоронную одежду шили из светлой ткани.