Pagiredik lüšdiks? – Ka!
Говорите по-вепсски? – Да!
Использование народного языка актуально для всех малых народов. Некоторым для этого нужно его возродить, некоторым – беречь последних носителей и обучать подрастающее поколение. И языку, и письменности. Вепсским языком владеют около 4 тысяч человек в России (общая численность вепсского населения чуть меньше 6 тысяч). При этом у языка 3 живых диалекта:
-
северный (Республика Карелия, прибрежная полоса Онежского озера к северу от Вознесенья);
-
средний (Подпорожский, Тихвинский, Лодейнопольский районы Ленинградской области, Вытегорский и Бабаевский районы Вологодской области);
-
южный (Бокситогорский район Ленинградской области)
Их носители, соответственно, имеют разные исторические ареалы проживания. Северные или прионежские вепсы живут на юге Карелии, на юго-западном побережье Онежского озера. Там когда-то была создана Вепсская национальная волость с центром в селе Шелтозеро. Средние или оятские вепсы проживают в верхнем и среднем течении р. Оять. Южные - на южных склонах Вепсовской возвышенности.
Вепсская письменность на латинской основе была создана в 1931 году. В 1937 году была попытка перевести ее на кириллицу, но ни одной книги на кириллице в те годы не вышло. В 1937 году письменность вепсов вообще была ликвидирована. Восстановили ее только в 1989 году. Вепсский язык ввели в школах, начали готовить учителей вепсского языка в вузах Карелии. На вепсском языке сейчас издаются местные СМИ, художественная и учебная литература. Опять была сделана попытка перевести письменность на кириллице. Создали два алфавита. Однако алфавит вепсского языка на основе кириллицы остался не востребован, был издан лишь один букварь, а вся учебная и художественная литература продолжает издаваться в латинской графике.
Если говорить о традиционных занятиях и промыслах вепсов, то они «и швец, и жнец, и на дуде игрец».
Основным занятием было земледелие. В I и II веках применялось пахотное земледелие, которое требовало физических усилий и большого количества работников. Начиная с пятнадцатого века начали использовать паровой тип земледелия. Большая часть пашни засеивалась зерновыми культурами. Выращивали ячмень, овес, рожь, пшеницу, репу, лен, коноплю, хмель. Но почвы, каменистые и заболоченные, не давали нужного урожая. В 19 веке вынужденно перешли на очень трудоемкий подсечно – огневой тип земледелия. Сначала вырубался лес на нужном участке, затем в течение года срубленные деревья равномерно распределяли на земле. Потом высохшую древесину сжигали. Участок пахали, боронили. Потом засевали. Но даже дополнительные площади для выращивания зерна не позволяли вепсам существовать только за счет земледелия.
Занимались скотоводством. Разводили скот для себя, а племенной для продажи. Скотину очень ценили и берегли, а пастух был одним из самых почитаемых людей в деревне и зачастую считался колдуном. Для деревенского пастуха были обязательны: берестяной рожок, берестяная солонка, иконка-оберег, медный котелок, чайник и рог с прорисовкой ритуальных знаков.
Значительную статью дохода давало и рыболовство. На удочки не разменивались. Ловили неводом, плавными и ставными сетями, мережами, крупную рыбу ловили острогами – трезубцами или пятизубцами. Ценной рыбы было много. Ее вывозили на петербургские рынки.
Еще со средневековья хорошо был развит пушной промысел, главным объектом которого у вепсов был речной бобр. Но брали и зайцев, белок, куниц, выдр... Среди птиц наибольшим спросом пользовались куропатки, тетерева, глухари, рябчики, утки. Зимой охотник брал в лес лопатку, похожую на весло. С её помощью он заметал следы лыж, посыпал снегом капканы, чтобы ни один зверь не учуял, что по лесу идёт человек. Раз в год проводились облавы на медведя. Охотники заранее находили берлогу, а в марте приходили всей толпой, будили голодного медведя и убивали.
Известны были вепсы и как искусные ремесленники. До 18 века на местных рынках продержались изделия вепсских мастеров, металлургов, кузнецов. Некоторые вепсские селения специализировались на изготовлении огнестрельного оружия. Делали пищали, винтовальные пищали и винтовки. В 19 веке всем полюбилась оятская керамика. Ее продавали местным, возили в Новгородскую губернию, Петербург и даже в Финляндию.
В Тукшозере преобладало бондарное ремесло. По берегам рек Свири, Ояти, Капши и Паши производили заготовки и сплавы леса. Прионежские вепсы славились печным мастерством, а жители Шокши и Рыбреки известны были даже во Франции своим умением отесывать малиновый кварцит.
Про малиновый кварцит, он же шокшинский порфир стоит сказать отдельно. Его использовали в отделке Исаакиевского и Казанского соборов, Зимнего дворца, Михайловского замка, позже мавзолея Ленина и московской станции метро «Бауманская». Николай I подарил французскому правительству несколько глыб, которые были пущены на отделку саркофага Наполеона.
А еще северные вепсы добывали диабаз, из которого сделана брусчатка Красной площади в Москве.
Традиционными женскими занятиями были рукоделие, ткачество, вязание, вышивка. Лён вепсы выращивали с давних времен, обрабатывали его, ткали полотна. Во всех вепсских домах были ткацкие станки и инструменты для обработки льна. Девочки помогали прясть рядом с 5-7 лет.
Шили вепсы медными иглами: игла с отверстием в центре предназначалась для штопки шерстяных изделий, а игла с отверстием на краю — для вязания. Вепсские женщины умели вязать рукавицы и носки одной иглой. Этот специфический способ сохранился у вепсов до сих пор.
Одежду шили сами, как бытовую, так и праздничную. Некоторым предметам традиционного одежды придавали сакральный смысл. Пояса, например, служили оберегами, их носили постоянно. Новобрачные, боясь порчи, повязывали под одеждой пояса из рыболовных сетей с оберегом из высушенной щучьей головы. Новобрачную вытирали подолом рубахи свекрови, дабы привить послушание. Для усиления родительской любви новорожденного заворачивали в рубаху отца или матери. Играли свадьбу зимой, после сватовства.
В случае отказа девушка бросала в угол дома 3 полена. Если же сватовство закончилось согласием, родители невесты отправлялись в гости к жениху для осмотра дома и хозяйства.
Похороны у вепсов были двух видов. В первом случае оплакивали покойного, а во втором старались его "развеселить". И, по древнему обычаю, похоронную одежду шили из светлой ткани.