Продукция промыслов составляла и основу пищевого рациона. Очень долгое время главным продуктом на столе селькупов была рыба. В первую очередь сырая замороженная. «Взрослый туземец в зимний день (сутки) съедает без труда 5 мороженых чиров (средний вес 5 ф.)... Перед чаем двое на закуску съедают порядочного муксуна и т.п. Едят в течение дня очень часто. В дороге под шкурой на нартах всегда есть запас мороженой рыбы, и чуть не на каждой остановке (олени останавливаются для передышки через 5, много 10 верст) ее вынимают и едят»
Помимо заморозки, как и все остальные северные народы, рыбу сушили, варили, стараясь сделать бульон как можно более жирным, заготавливали на зиму рыбий жир. Квасили рыбу в ямах с болотной ягодой. Еще селькупы делали так называемую варку. Самые жирные части рыбы варили до густоты, добавив в котел животный жир. Получившуюся гущу заливали в оленьи пузыри или в целиковые рыбьи шкурки и замораживали.
Из сушеной рыбы делали муку — порсу. Зимой из порсы варили густые супы и пили их. Когда в хозяйстве появилась зерновая мука, их смешивали и пекли хлеб. Еще порсу, как и рыбий жир использовали как закуску к чаю.
«Рыбья икра (тыр) считалась самой ценной пищей, ее ели вареной и сырой. Варили
ее вместе с рыбой или отдельно. Особенно вкусной признавалась икра карася. Икру так
называемой черной рыбы (язя, сороги, момчика) варили и смешивали с ягодами, а также
ели с рыбьим жиром. Икру белой рыбы (щокура, муксуна) в основном ели в сыром виде
К. Доннера восхитил суп из икры осетров, которых «тазовские самоеды добывали в большом количестве»: «Рыбью икру замораживают и варят из нее суп, при этом
погружают комочки икры в кипящую воду. На Тазе это повседневное блюдо, в Европе же
такой суп стоил бы несколько сотен марок» Из сушеной икры тоже делали муку, смешивали с зерновой и пекли «оладьи»
Мясная составляющая рациона – лось, медведь, олень. Причем олень дикий, добываемый на охоте. Домашних оленей селькупы разводили в малом количестве и использовали их в основном как транспортное средство. Охотились селькупы периодически, и мясо не присутствовало на столе постоянно. Зато, уже если присутствовало, то в ход шло все, включая кровь и сало.
Если же забивали домашнего оленя, из него выпускал всю кровь, которую частично сразу пили, а частично сушили и хранили в оленьих мешках. Сердце, еще теплым предлагали дорогим гостям. «Голова оленя как особенно вкусное блюдо, употребляется сырой, преимущественно одними мужчинами. Олень, на котором ездила женщина, считается «поганым», и мясо его едят одни женщины».
Довольно широко употребляли птицу. Деликатесом считались котлеты из глухаря. Правда, это уже позже, когда селькупы начали использовать жарку, как способ приготовления. Жарили котлеты на жире из рыбьих потрохов, который считали очень полезным. Поскольку в доступе были только перелетные птицы, их мясо тоже сушили и замораживали, сохраняя на зиму. «Селькупы никогда не ели мясо волка, лисы, горностая, колонка, а из птиц – гагар, орлов, речных чаек, куликов».
Плоды собирательства сильно разнообразили меню. Грибы, ягоды, дикий лук, сарана. Из ягод варили варенье без воды и сахара, в таежной зоне заготавливали кедровый орех. Вместо чая селькупы пили настой можжевельника, добавляли в него сушеную дикую малину и листья смородины. Готовили собственное хлебное вино из ячменной муки.
Надо отметить, что охотничьи и рыболовные угодья изначально были в общественной собственности у разных родовых общин. 2 крупные фратрии существовали еще в начале 19 века. Одна из них называла себя орла половинным родом, вторая – кедровки половинным родом. Так было у северных селькупов. У южных было несколько кровных родов с тотемическими названиями «вороний», «медвежий», «лебяжий», «глухариный», «журавлиный». Свое тотемное животное селькупы знают и сейчас: «Я из рода Ворона, потому что мой отец из этого рода. А моя мама — из рода Кедровки. Род определялся по отцу. В Томской области почти все роды с птичьими названиями — род Глухаря, Орла, Ворона и Кедровки, Сыча. А на севере преобладают роды Волка, Медведя и Лисы».
Взаимоотношения у селькупов традиционно крайне уважительные. Родственники всегда общались (и общаются) между собой. Приветствуется родство и ближнее и дальнее. Со всеми родственниками надлежит поддерживать отношения. Такая тесная связь всегда была оправдана. Многочисленные родственники никогда не давали в обиду и не бросали на произвол судьбы осиротевшего ребенка, пострадавшего родственника. Свадьбы всегда многолюдны из-за обилия родни. Говорить или желать что-либо плохое родственникам или соседям у селькупов запрещено.
К концу 19 века родовая община сменяется соседской, объединяющей близлежащие хозяйства независимо от родственных связей. «Общинники совместно пользовались охотничьими угодьями, коллективно устраивали заграждения на реках — запоры для ловли рыбы, добывали осенью линных гусей. Прочно бытовал обычай соседской взаимопомощи, согласно которому семьи, лишившиеся кормильца, престарелые и одиночки имели свою долю во всех коллективных промыслах». Взаимопомощь важна была не только внутри общин. Просто в тайге важно было поддерживать даже незнакомых охотников, поэтому в охотничьих домиках всегда хранился запас нужных вещей, для тех охотников, от которых отвернулась удача.