// Многонациональная Россия

Селькупы

Селькупы
Численность народа: 4400

Первичная земля была не пригодна для жизни на ней людей. Лед, вода или глина – вот какая была земля до ее божественного устроительства. Потом Мать-старуха послала на землю пучок травы. Трава разрасталась и покрывала всё видимое пространство на поверхности «старой земли». Такая земля называлась уже "новая земля". Мать-старуха, Старуха Жизни, Мать-Земля, Старуха Земля.  Разобраться с деталями селькупской космогонии не просто. Так или иначе, трава и мох - это волосы (шерсть) Матери-земли, травяная кочка на болоте - голова Старухи Земли.

Над плоской землей опрокинуто куполообразное небо, опирающееся на края земли. Имело Небо несколько ярусов (три, семь или девять - много). Ярусы были расположены друг над другом. Живущие на земле видеи двухъярусное небо. На небе жили небесные люди, небесные кузнецы, светлые небесные птицы, небесные крылатые звери и "дух верхнего неба" в образе небесного оленя или лося. На самом высоком седьмом небе находился каменный мыс, там было так жарко, что кольчуги борющихся героев слипались. На первом небе обитали солнце Челы и луна Ирэт и была «неба щель, величиной с головку веретена». «Сквозь это отверстие Ноп следит за людьми и посылает шерстинки и семена, из которых появляются животные и растения (Кеть). Кроме того, каменными стрелами-молниями, осколками грома, Ноп наказывал на земле грешников». Эту щель доставало своей макушкой растущее на земле «семикорневое дерево» или «дерево с пустым дуплом», по которому на небо доходили просьбы и жалобы людей. По этому дереву на небо мог забраться шаман. Дерево росло на вершине высокой плоской горы и в его ветвях обитало множество духов.

Внутри Земли находился нижний мир, разделенный также на семь (много) слоев льда. «Там обитали покойники "латар", в "огненных домах" жили чудища "с длинными носами", а также злые духи "лозы", главным из которых был Кызы. Днем духи, боясь света солнца, сидели под землей, а вечером, когда солнце "проваливается под землю", они через дупла деревьев выходили наружу»

Все три сферы были связаны рекой, по которой спуститься в Нижний мир на семивесельной лодке мог шаман.

Вне космогонических версий  селькупы – наследники носителей Кулайской культуры эпохи раннего железного века. Потомками этой культуры считают все самодийские народы, проживающие на севере Западной Сибири. При этом селькупы существенно отличаются от ненцев и хантов (тоже самодийцев). Исследования этнографов показывают, что этот народ в генетическом плане имеет некоторую схожесть с японцами и народностями Алтая. Отличаются они не только от остальных самодийцев, но различаются и между собой. Южные селькупы так и остались прямыми потомками кулайцев, которые жили в Среднем Приобье с 5 века до нашей эры до 5 века нашей эры. А северные селькупы образовались в XVII веке, после того, как ушли с самодийских земель в бассейн Верхнего Таза и реки Турухан. «Формирование этой субэтнической общности окончательно завершилось только в XIX веке».

Впервые селькупы, тогда еще остяко-самоеды, упоминаются в русских письменных источниках XVI века под поэтичным названием «Пегая орда». Ассоциация со словом «пегая» - разномастная, цветная. Маловероятно, что именно это имели в виду те, кто назвал так Орду. Ее состав этнически был довольно однообразным. Вероятнее всего название «исходит из … самоназвание одного из крупных родов селькупов, которые проводят свою генеалогию от Священного Лося. «Пегая»… устойчиво переводится со всех селькупских диалектов как «лось». Имеется в виду сохатый – то есть самец».

Орда была племенным союзом селькупов, хорошо организованным и военизированным. Возглавлял пегих князец Верхнего Нарыма Воня.

Воня состоял в родстве с князцом Нижнего Нарыма Кичеем и в унии с сибирским ханом Кучумом.  Вместе они боролись с русским засильем. Даже когда Сибирское ханство распалось, Воня с Кичеем продолжали свою войну за независимость и отказывались платить русским ясак. Воня грозился «собрався с своими людьми и с дальними волостьми приходить к городу». А вот ногайскому мурзе платили.

Но в 1598 году был построен Нарымский острог, оказывать сопротивлением с войском в 400 человек стало сложно. «Пегая Орда» подчинилась Москве и стала платить ясак русскому царю. С подчинением Пегой орды княжеские семьи не утратили своё значение. Воне наследовал его сын Тайбохта Вонин и царская жалованная грамота гласила: «И мы Пегая Орда князца Taйбoхтy Вонина пожаловали: ясаку с него имать не велено, а велели ему нашу службу служить и жить велели в Нарымском остроге, а нашего годового жалования велели ему давать по три рубли денег, да хлеба по четыре чети муки, по чети круп, по чети толокна, по пуду соль на год».

В это время еще сохранялась традиционная общинная иерархия.  Наверху общины стояли лучшие люди - сомаль-кумыт, дальше шли богачи - коумде, вслед за ними простые люди - манырелькумыт, потом нищие - сегула, завершали этот список рабы - кочгула. Во главе отдельных общин стояли богатыри - сенгира.

Ясак - камень преткновения - платили пушниной. Ее же использовали для меновой торговли. Данные о примерных расценках сохранились до наших дней, что редкость. Вот, например, топор стоил 30 копеек или 15 белок, дощатая лодка – 5 рублей или 5 соболей.  Белки были самой мелкой «монетой». Росомаха равнялась 10 белкам – одной меновой единице, песец – 30 белкам, то есть 3 меновым единицам. «В XVII веке удачливый охотник за зимний сезон мог добыть до 200 соболей и 2000 белок. В пересчёте на деньги белка стоила 1-2 копейки, соболь — 1 рубль (на международных рынках того времени цена чёрных нарымских соболей доходила до 200-300 рублей за штуку)».

В целом, охотились на соболя, росомах, белок, лис, песца, выдру, бурундуков, зайцев, медведей. В добыче пушнины принимали участие не только мужчины, но женщины и дети. Им доверяли проверять ловушки, вынимать из них зверя и снова их устанавливать. Производительность женщин достигала .40 белок.

Не пушниной единой были богаты селькупы. На обмен шли рыба, олени, лошади, ягоды, орехи. Взамен получали оружие, ткани, металлические орудия.



Продукция промыслов составляла и основу пищевого рациона. Очень долгое время главным продуктом на столе селькупов была рыба. В первую очередь сырая замороженная. «Взрослый туземец в зимний день (сутки) съедает без труда 5 мороженых чиров (средний вес 5 ф.)... Перед чаем двое на закуску съедают порядочного муксуна и т.п. Едят в течение дня очень часто. В дороге под шкурой на нартах всегда есть запас мороженой рыбы, и чуть не на каждой остановке (олени останавливаются для передышки через 5, много 10 верст) ее вынимают и едят»

Помимо заморозки, как и все остальные северные народы, рыбу сушили, варили, стараясь сделать бульон как можно более жирным, заготавливали на зиму рыбий жир. Квасили рыбу в ямах с болотной ягодой. Еще селькупы делали так называемую варку. Самые жирные части рыбы варили до густоты, добавив в котел животный жир. Получившуюся гущу заливали в оленьи пузыри или в целиковые рыбьи шкурки и замораживали.

Из сушеной рыбы делали муку — порсу. Зимой из порсы варили густые супы и пили их. Когда в хозяйстве появилась зерновая мука, их смешивали и пекли хлеб. Еще порсу, как и рыбий жир использовали как закуску к чаю.

«Рыбья икра (тыр) считалась самой ценной пищей, ее ели вареной и сырой. Варили
 ее вместе с рыбой или отдельно. Особенно вкусной признавалась икра карася. Икру так
 называемой черной рыбы (язя, сороги, момчика) варили и смешивали с ягодами, а также
 ели с рыбьим жиром. Икру белой рыбы (щокура, муксуна) в основном ели в сыром виде
 К. Доннера восхитил суп из икры осетров, которых «тазовские самоеды добывали в большом количестве»: «Рыбью икру замораживают и варят из нее суп, при этом
 погружают комочки икры в кипящую воду. На Тазе это повседневное блюдо, в Европе же
 такой суп стоил бы несколько сотен марок» Из сушеной икры тоже делали муку, смешивали с зерновой и пекли «оладьи»

Мясная составляющая рациона – лось, медведь, олень. Причем олень дикий, добываемый на охоте. Домашних оленей селькупы разводили в малом количестве и использовали их в основном как транспортное средство. Охотились селькупы периодически, и мясо не присутствовало на столе постоянно. Зато, уже если присутствовало, то в ход шло все, включая кровь и сало.

Если же забивали домашнего оленя, из него выпускал всю кровь, которую частично сразу пили, а частично сушили и хранили в оленьих мешках. Сердце, еще теплым предлагали дорогим гостям. «Голова оленя как особенно вкусное блюдо, употребляется сырой, преимущественно одними мужчинами. Олень, на котором ездила женщина, считается «поганым», и мясо его едят одни женщины».

Довольно широко употребляли птицу. Деликатесом считались котлеты из глухаря. Правда, это уже позже, когда селькупы начали использовать жарку, как способ приготовления. Жарили котлеты на жире из рыбьих потрохов, который считали очень полезным. Поскольку в доступе были только перелетные птицы, их мясо тоже сушили и замораживали, сохраняя на зиму. «Селькупы никогда не ели мясо волка, лисы, горностая, колонка, а из птиц – гагар, орлов, речных чаек, куликов».

Плоды собирательства сильно разнообразили меню. Грибы, ягоды, дикий лук, сарана. Из ягод варили варенье без воды и сахара, в таежной зоне заготавливали кедровый орех. Вместо чая селькупы пили настой можжевельника, добавляли в него сушеную дикую малину и листья смородины. Готовили собственное хлебное вино из ячменной муки.

Надо отметить, что охотничьи и рыболовные угодья изначально были в общественной собственности у разных родовых общин. 2 крупные фратрии существовали еще в начале 19 века. Одна из них называла себя  орла половинным родом, вторая – кедровки половинным родом. Так было у северных селькупов. У южных было несколько кровных родов с тотемическими названиями «вороний», «медвежий», «лебяжий», «глухариный», «журавлиный». Свое тотемное животное селькупы знают и сейчас: «Я из рода Ворона, потому что мой отец из этого рода. А моя мама — из рода Кедровки. Род определялся по отцу. В Томской области почти все роды с птичьими названиями — род Глухаря, Орла, Ворона и Кедровки, Сыча. А на севере преобладают роды Волка, Медведя и Лисы».

Взаимоотношения у селькупов традиционно крайне уважительные. Родственники всегда общались (и общаются) между собой. Приветствуется родство и ближнее и дальнее. Со всеми родственниками надлежит поддерживать отношения. Такая тесная связь  всегда была оправдана. Многочисленные родственники никогда не давали в обиду и не бросали на произвол судьбы осиротевшего ребенка, пострадавшего родственника. Свадьбы всегда многолюдны из-за обилия родни. Говорить или желать что-либо плохое родственникам или соседям у селькупов запрещено.

К концу 19 века родовая община сменяется соседской, объединяющей близлежащие хозяйства независимо от родственных связей. «Общинники совместно пользовались охотничьими угодьями, коллективно устраивали заграждения на реках — запоры для ловли рыбы, добывали осенью линных гусей. Прочно бытовал обычай соседской взаимопомощи, согласно которому семьи, лишившиеся кормильца, престарелые и одиночки имели свою долю во всех коллективных промыслах». Взаимопомощь важна была не только внутри общин. Просто в тайге важно было поддерживать даже незнакомых охотников, поэтому в охотничьих домиках всегда хранился запас нужных вещей, для тех охотников, от которых отвернулась удача.