Численность народа: 35 000
Возможно, если бы не воинствующий атеизм и политика укрупнения этносов в 30-е годы, с определением малых народов не было бы такой неясности и путаницы. Непрерывная история донесла бы до нас более четкие указания. Но, поскольку она не имеет сослагательного наклонения, мы сейчас имеем то, что имеем. В частности кряшенов, которые вроде как просто крещеные татары, а вроде как и нет.
Официально – это «этноконфессиональная группа (общность) в составе татар Волго-Уральского региона». Конфессия у них одна, этногрфически делятся на несколько групп: молькеевская, чистопольская, западно-предкамская, елабужская, мензелинская, бакалинская, нагайбакская. Антропологических же типов у крящен выявлено 4:
-
понтийский - подвид европеоидной расы, характерный для причерноморского населения
-
светлый европеоидный
-
субланопоидный - вариант уральской расы, свойственный финнязычному и тюркоязычному населению волго-камского ареала
-
монголоидный
К слову сказать, такую же антропологическую картину видим у волжских татар.
Одна из сегодняшний версий утверждает, что крящены - выходцы из Керии, части Хунской империи, которая в 3–2 веках до нашей эры объединила многие этносы Центральной Азии, Южной Сибири и Дальнего Востока. Хунская империа распалась, а кереиты остались в Забайкалье и Монголии. Часть из них со временем оказалась в Крыму, часть на Волге. «Волжская диаспора» частично исповедовала христианство нестрорианского толка: «Считается, что булгарский князь Бу-Юрган в начале VII столетия принял с частью булгар православие в византийском городе Кряшен (возможно, Корсунь или Херсонес). По ней получается, что слово «кряшен» не происходит от слова «крещёный». А еще вспоминают, что в Булгарах была древняя армянская церковь, которая дожила до советских времен. И что в 13 веке миссионерствовал такой купец из Волжской Булгарии, который был замучен за отказ отречься от православия и сейчас отнесен к пантеону мучеников под именем Авраамия Болгарского.
Основная же версия гласит, что как отдельная общность кряшены выделились только в 16-17 веках, после взятия Казани (и других областей) Иваном Грозным, за которым последовала христианизация татар Поволжья. До этого они исповедовали ислам, но со значительными следами прежних языческих воззрений. После христианизации оказались в некоторой изоляции, поскольку жили среди «кровных родственников", но мусульман, с одной стороны, и единоверцев, но чужих по крови – с другой. Из-за этого «… кряшены долгое время не имели собственных священников и богослужебных книг на родном языке, оттого их вера приобрела причудливые черты.
Они до сих пор делают жервоприношения духам и нередко обращаются за советом к муллам. При обращении к богу кряшены используют слово «алла»». Вне молитвы могут называть бога «Тэнгре бабай», поскольку когда-то обожествляли Тенгри - небо.
Эта же изолированность, по мнению сторонников выделения крящен в самостоятельный этнос, способствовала тому, что кряшены кроме лингвистических и бытовых особенностей сохранили еще и древние этнические качества. В отличие от остального населения, подвергшегося сильному влиянию ислама.
Жили кряшены в домах с иконами в красном углу, но сам дом делился на 2 половины – мужскую и женскую. Отдельного упоминания стоит такой необычный вид изобразительного искусства, как христианский шамаиль. Традиционно шамаиль изображает мусульманские святыни, места паломничества с назидательными каллиграфическими надписями, или художественно выполненную надпись с именем Аллаха, цитатой из Корана. На христианских шамаилях изображены церкви и(или) кресты, но они по-прежнему украшены арабской вязью.
Кряшенские праздники и обряды тоже носят смешанный характер.
В Рождество - Раштуа кряшены наводят в домах порядок, садятся за стол, накрытый скатертью, и молча едят. После трапезы детей отправляют под стол цыкать, чтобы в доме было больше куриц. А накануне Рождства принято было воровать у соседей сани и кататься на них, после чего сани возвращались хозяевам.
Накануне Крещения – Качману празднуют Нардуган, посвящённый культу солнца. В этот день они гадают, поют обрядовые песни, ходят по деревне ряжеными. Девушки и старухи перед Крещением также собирали снег со стогов, так как он считался чудодейственным косметическим средством и якобы отбеливал кожу.
На второй день Пасхи совершали обряды, характерные для Сабантуя.
Перед Петровым днём варили жертвенную кашу, вязали веники из целебных трав, всей деревней собирались у реки и читали молитвы, чтобы был хороший урожай.
«Кряшенский праздник «Семик Тройсын» («Семик и Троица») объединяет два: Семик – это восточнославянский праздник поминовения усопших, который отмечали за три дня до Троицы. На Семик кряшены обвязывали красными лентами две молодые берёзы и клали под ними яйца, чтобы обеспечить в этом году хороший урожай. А в Троицу срубали эти берёзы и носили по всей деревне, чтобы каждый житель мог привязать к ним нитки с пожеланиями, после чего бросали деревья в реку, чтобы вызвать дождь».
По переписи населения первой трети 20 века, в которой кряшен отнесли к «неточно обозначенным народностям», их насчитывалось порядка 115 тысяч человек, сейчас примерно 35 тысяч. Живут в Татарстане, небольшие группы – в Удмуртии, Башкортостане и Челябинской области