// Многонациональная Россия

Удмурты

Удмурты
Численность народа: 386 465

Пришел когда-то  на правый берег Волги великан, сын Улыпа,  которого послал на нашу землю бог-громовержец Аслати, чтобы творить добро. Занял сын Улыпа земли вдоль реки до того места, где впадает в нее тихоструйная Сура. Начал обживаться, корчевать леса и засевать очищенные места рожью. Когда во время работы в лапти набивалось много земли, великан снимал их и вытряхивал. На этих местах образовались холмы, которые с тех пор зовут Землей Улыпа, а племя, которое от великана пошло – племенем Улыпа. Так удмурты возникли по легенде.

Де-факто же основой для формирования этноса в 8-3 веках до н.э. послужили автохтонные племена Волго-Камья, к которым иногда на время присоединялись индоиранские, угорские, раннетюркские, позднетюркские и славянские элементы. Удмурты относятся к уральскому варианту европеоидной расы, к «вятско-камскому сублапаноидному типу, для которого характерно преобладание европеоидных черт при наличии некоторых монголоидных признаков». Проще говоря, типичные удмурты светловолосые или русые, с голубыми/серыми глазами, среднего роста, с широким, скуластым лицом. По этим признакам, конечно, не вычленишь удмурта из общей массы жителей средней полосы России. Но есть один нюанс. «Антропологи отмечают любопытную деталь: среди удмуртов очень высок так называемый «индекс рыжести» – они являются самым медноволосым народом России, а в мире по этому признаку с ними могут тягаться только ирландцы.

Этногенез народа начался в рамках ананьинской археологической культуры. Племена,  ставшие потом удмуртами, изначально входили в  финно-пермскую общность, вели оживленный обмен с соседями. «Наибольшее значение имели скифо-сарматские контакты. Наряду с прогрессивными формами хозяйствования, предки удмуртов переняли от индоиранцев значительный пласт духовной культуры… На рубеже н.э. на основе ананьинской культуры вырастает ряд прикамских локальных культур. Среди них наибольшее значение для удмуртского этногенеза имела пьяноборская (III в. до н.э. – II в. до н.э.), с которой у удмуртов обнаруживается неразрывная генетическая связь». Формирование собственно древнеудмуртской языковой общности датируется второй половиной 1-го тысячелетия нашей эры.

На сегодняшний день удмурты условно делятся на 2 группы, различия между которыми замечены в обрядах, языке, некоторых деталях материальной культуры. Развитие северных и южных удмуртов  «протекало в различных этноисторических условиях, что предопределило своеобразие их этнографических характеристик: у южных удмуртов ощущается тюркское влияние, у северных – русское». Северные удмурты контактировали с русскими с 11 века, а в конце 15 воли в состав Русского государства. Южные удмурты попали под власть Волжско-Камской Булгарии, позднее — Золотой Орды и Казанского ханства, а присоединились к Руси в середине 16 века.

В языческие времена удмурты почитали большое количество духов и божеств. Во главе пантеона находилась божественная триада: бог неба Инмар, земной бог – демиург Кылдысин и бог ветров и погоды Куазь. У каждого из них было отдельное место для молитв. Инмару молились под сосной и жертвовали животных или птиц белой масти, На всю деревню забивали животное, разделанную тушу варили в стороне от деревни в большом котле, и все вместе угощались. Кылдысину молились под берёзой, ему доставалась живность черной масти, а Куазю - под елью, принося в жертву рыжего быка с большими рогами.

Кроме триады особо почитались леший - нюлэсмурт, водяной - вумурт, домовой - гидкуамурт, банник – мунчомурт, вредоносный палэсмурт (буквально -“половинный человек”) и т.д. Нюлэсмурту жертвовали птиц, Вумурту – утку или жеребёнка. В целом, с богами и духами удмурты делились всем, что у них было, поэтому в ритуалах жертвоприношения использовались и хлеб, и зерно, «крупа, соль, яйца, пиво, куски тканей, льняная кудель, шерстяная пряжа, мех животных, перья птиц, медные и серебряные монеты».

У каждого удмуртского селения был свой восяськон - языческий молебен, где местные жители проводили коллективные обряды. Как правило, это были рощи, лесные поляны, вершина холма, которые назывались луд или кереметь. Луд мог быть общим для нескольких деревень, место считалось святыней, и его обходили стороной. При этом у каждого рода было еще свое родовое святилище – куа.

Руководили обрядами жрецы вöсясь или утись. Первые считались «молящимися предстоятелями», вторые – «хранителями святилища». Жрецов одевали в «длинный холщовый крашеный кафтан с широкими рукавами, подпоясанный широким кушаком». Только они могли входить внутрь огороженного священного места. Остальные участники обряда, облаченные во все белое, оставались за пределами «ограды». Мужчины стояли отдельно от женщин, по правую и по левую стороны соответственно. Это если моления происходили в куа. В луде женщинам вообще не разрешалось принимать участие.

Жертвоприношения сопровождались молитвенными и песенными заклинаниями. Жрецы совершали магические действия, дабы отвести несчастья и неудачи, привлечь плодородие к земле и скоту, обеспечить здоровье членов семьи. После серьезной части устраивали развлечения с весёлым гулянием, хороводами, играми, плясками.

Обряд на выздоровление могли проводить и дома, он считался обрядом обновления - вылъ-дисъкон. Для него резали курицу, спускались с ней в подпол, там молились, потом съедали ее всей семьей за столом.

Красиво праздновали день первой борозды. «С раннего утра крестьянин вспахивал одну полосу, оставшиеся дома женщины в это время стряпали. Потом выносили посевной материал, обычно овес. В лукошко засыпали семена, подкладывали крашеные яйца и сеяли. Дети шли за сеяльщиком и собирали яйца. После посева ребятишкам закрывали глаза, и в землю зарывали горбушку хлеба и яйцо. Дети искали «клад», а нашедший его получал «право на боронование». Горбушку скармливал лошади, а яйцо съедал сам. После завершения боронования начинали пировать. 



Объединение и окончание формирования этноса относят к моменту, когда и северные, и южные удмурты (тогда вотяки)  присоединились к русскому государству. Название «вотяк»  было довольно распространенным, хотя в письменных источниках удмурты были известны и как ары, аряне, арские люди от арабского ар - человек, и как чудь, отяцкая чудь и отяки. Соседние татары называли удмуртов «арлар» марийцы – «одо-марий». Считают, что в основе этнонима «удмурт» лежит мурт или морт - индоиранское слово, переводимое как муж, мужчина. Первая же часть - уд возможно восходит «к марийскому одо – «всходы на лугах, зеленые побеги», что могло быть приобретено предками удмуртов, жившими на левых луговых берегах Вятки». Не исключается вариант, что этноним напрямую связан с названием реки Вятки (по-удмуртски Ватка) и человек с реки Вятки - «ватмурт»  в дальнейшем превратился в «удмурт».

Основной социальной ячейкой традиционного удмуртского общества был бускель - поземельная соседская община, во главе которой стоял совет – кенеш. В бускель входило несколько родственных неразделенных семей. Внутри общины каждый человек должен был подчиняться установлениям и обычаям сельского мира, которые  регулировали состояние семьи, обеспечивали духовную защищенность. Кенеш в удмуртских деревнях выполнял функции основной судебной службы. К суду, как и на сход, по особо важным вопросам созывались все домохозяева бускеля. Внутри общины веками «селектировались» семейно-брачные обычаи, бускель был их охранителем. Допускалось даже прямое вмешательство в жизнь семьи с применением экономических и правовых санкций. Но до карательных санкций, видимо дело доходило редко, удмурты «в семейном быту необыкновенно уживчивы и ради семейного благополучия приносят в жертву свои личные интересы, терпят известное подчинение, лишают себя в некотором роде самостоятельности. Именно от этого, считают они, во многом зависят общая атмосфера жизни, успех в хозяйственной и прочей совместной деятельности».

Большая семья, входящая в общину, имела общее имущество, земельный надел, вела совместное хозяйство, жила в одной большой усадьбе. Большая неразделенная семья, тем не менее, состояла из малых семей. Если малые семьи отделялись, они селились по соседству, образуя, таким образом, родственные гнёзда, называемые боляк, и сохраняя некоторые элементы общего хозяйства (болячные поля, гумна, бани).

Поселения свои удмурты располагали цепочкой вдоль реки или рядом с родниками. Улиц в гурте не было, все строились вокруг родовой усадьбы, образуя кучевую планировку поселения. Когда «согласно правительственным указам внедряется уличная планировка», родственники продолжали жить по соседству, «образуя улицу с патронимическим названием».

«Жилище представляет собой срубную избу с двускатной крышей, холодными сенями, глинобитной русской печью, лавками вдоль стен, нарами и полатями с деревянным изголовьем». Изба называлась корка. Под одну крышу с избой ставили часто клеть с галереей, в которой жили летом.

Обязательным в каждом дворе было куа – сооружение для семейных молений, о котором писалось выше, а кроме того, служившее летней кухней. В куа вела низкая дверь, открывавшаяся внутрь. В середине помещения из камней складывался очаг, над которым висел котел. Пола, потолка, окон в куа не было. В переднем углу сооружалась полка для семейной святыни – воршудной коробки и короба с посудой для жертвоприношений. Воршуды (и род, и дух покровителя рода) сохранялись у удмуртов долгое время. Каждая семья держала воршуд на полке в виде игрушек – уточек, лебедей и других живых существ. «И сегодня известно до 70 воршудов, многие из них совпадают с родами. Роды имели тамги - знаки собственности, которыми отмечались лесные делянки, домашние животные, вещи и т.п.»

Удмурты всегда считали, что у всего есть хозяин, и у их дома тоже, а если в доме нет хозяина - домового, то там могут поселиться черти. Поэтому при переезде они помещали домового в любую посуду, которая закрывалась: «Я переезжаю, ты со мной, садись сюда».  Видеть, как хозяин перебирается в емкость, не полагалось, нужно было отойти в сторону и закрыть глаза. В новом доме посуда открывается со словами: «Это твой новый дом, поселись и хозяйствуй здесь».

В типичной планировке усадьбы ее уличную сторону составляли фасад дома и глухая стена хозяйственного амбара, соединённые оградой с воротами. Основу ворот составляли массивные столбы, на которые навешивались тесовые полотнища, перекрывавшиеся двускатной крышей. С воротами связано своеобразие удмуртской усадьбы: они объединяли усадьбу в единый органичный ансамбль. В украшении ворот использовался орнамент из солярных узоров.

Устраивались ворота и при въезде в населенный пункт. Некоторые из них имели сложное устройство и закрывались сами, использовался при этом  принцип колодезного «журавля».

Жили удмурты издревле охотой, рыбалкой, земледелием, собирательством, огородничеством. Охота с глубочайшей древности была источником мясной пищи, была осенне-зимним мужским промыслом. Охотились в основном на белок, зайцев, лосей. Птица также была важной составной частью удмуртского стола. Отстреливали тетеревов, рябчиков, диких уток, позже сами разводили гусей, уток и кур. Самым распространённым блюдом была каша, сваренная из разных круп на бульоне из мяса гуся.

Рыболовы добывали щук, стерлядь, лещей, налимов, ершей, плотву. Весной пища разнообразилась за счет растительности: крапивы, дягиля, дикого пастернака, дикого лука, чеснока, сныти.

Позже в рационе появились изделия из теста, из которых в наши дни самыми популярными  остались перепечи и пельмени. «Ещё одно блюдо, без которого знакомство с удмуртской едой будет не полным - это табани с зыретом (лепёшки из кислого теста, подаваемые со специфическим соусом на основе молока и муки)».