// Многонациональная Россия

Ботлихцы

Ботлихцы
Численность народа: 3508

Ботлихцы, один из андийских народов, проживающий на территории республики Дагестан. Живут в основном в сёлах Ботлих и Миарсо в долине реки Андийское Койсу. Относительно происхождения ботлихцев есть мнение, что они вместе с другими андийскими народами пришли из Передней Азии. Антропологически ботлихцы относятся к кавкасионскому типу большой европеоидной расы. Говорят на ботлихском и аварском языках.

Говорить более-менее точно о времени заселения ботлихской котловины сложно, «так как данная местность археологически совершенно не изучена». В рамках отдельных археологических экспедиций здесь были обнаружены остатки гончарных печей, керамических изделий, а также следы разрушенных строительных сооружений. В 1,5 км к югу от селения Ботлих на территории поселения гончаров был найден могильник с деревянными гробами в грунтовых ямах. Инвентарь могильника относят к 8-10 векам. А вот солнечный календарь, найденный в Ботлихе, считается самым древним в Дагестане и его возраст примерно 20 тысяч лет. Возраст календаря «оценивается довольно уверенно по величине зафиксированного угла наклона оси Земли, по положению Северного полюса и по величине тектонического разворота самого календаря. Это пока единственный мегалитический календарь, созданный до голоцена, до периода «климатического оптимума», когда Северный полюс Земли находился примерно в середине Гренландии».

Еще недалеко от Ботлиха была найдена солнечно-лунная обсерватория. Предполагают, что ей около 12 тысяч лет.

«Обсерватория расположена в местности «ЦIагъуна», на почитаемом с древнейших времен культовом месте ботлихцев. В древности здесь на самой высоте была расположена сторожевая башня, на которой зажигались сигнальные огни. Здесь же ботлихцы организовывали массовые молитвы, чтобы просить у неба дождя в периоды летних засух».

Сам аул Ботлих был основан на краю оврага, в наиболее выгодном для защиты месте. По одной из версий отсюда и взялся сам топоним, как производная от слова баилъи - на гребне, на краю. А возможно Ботлих – «место привала войска» и образовано это название от 2 слов: бо - войско, ополчение и лъалхъи – остановка.

По сведениям древних и средневековых авторов  предположительно с I тыс. нашей эры ботлихцы наряду с ахвахцами, каратинцами, чамалалами, цезами - дидойцами, капучинцами и другими народами, входили в состав Дидо, который распался в 15-16 веках. После распада Дидо, Ботлих вошел в Технуцальский союз сельских общин. В состав этого союза входили девять сельских общин с проживавшими здесь этносами. В 1861 с. Ботлих становится центром Андийского округа Дагестанской области. Одна часть жителей этого региона до 16 века исповедовала христианство, а другие были язычниками. К концу 16 века все становятся мусульманами.

До 30 годов 20 века ботлихцы сохраняли тухумы - эндогамные родственные объединения. В Ботлихе имелись как богатые, так и бедные тухумы. Но и внутри этих тухумов не было экономического равенства. Существовало имущественное расслоение. Но так называемое «народное правление» регулировало взаимоотношения, одинаково защищая интересы всех общинников.

Сам Ботлих делился на 7–8 самоуправляющихся тухумных кварталов, каждый – со своей боевой башней - шеба, площадью - годеканом и кладбищем. «Оба селения (Ботлих и Миарсо) - компактные, тесно застроенные, с кривыми улицами, которые прерываются многочисленными поворотами и глухими боковыми проулками. И теперь встречаются улицы, проходящие под домами. Центром селения служила небольшая площадь у мечети (главный годекан), где происходили все сельские сборы».

В ботлихских селениях всегда были общественная хлебная печь - кор, которая устанавливалась под навесом у какого - нибудь дома и специальная печь - цIуй для поджаривания кукурузы, льна, абрикосовых косточек. Селения укреплялись боевыми башнями, которые использовались и в качестве убежища для населения. Кроме того, селение Ботлих было снабжено «подземным сообщением, которое связывало башни верхнего квартала (гъеку рехун) с нижним (гъикъику рехун)».

Жили ботлихцы в каменных домах с плоской земляной крышей. Жилые помещения располагались на втором этаже, на первом - помещения для скота, кормов и хозяйственного инвентаря. «Сараи для сена строили еще на окраине селения, где они образовывали длинный ряд. Состоятельные ботлихцы украшали жилища резьбой (камень и дерево). В кладке стен некоторых старых домов встречаются большие плоские камни с геометрическим орнаментом, с изображениями животных, крестами. Часты в резьбе на деревянных изделиях и на камнях солярные мотивы».

Земли ботлихцев отличаются плодородием. Здесь мягкий климат и сравнительно много воды. Будучи опытными садоводами ботлихцы выращивали одиннадцать сортов абрикосов, столько же сортов груш, девять сортов яблок, персики, черешню, вишню, инжир,  культивировали хурму. Некоторые сорта яблок и груш ботлихцы использовали и в лечебных целях. Древней доходной культурой были грецкие орехи. Ботлихцам были известны девять сортов винограда, в том числе и выведенные ими самими. «Из огородных культур выращивали лук, чеснок, тыкву, дыню, арбуз и другие, со второй половины XIX в. - капусту, помидоры, картофель, огурцы. Из бобовых возделывали фасоль, горох». Система ирригации регулировала очередность индивидуального полива. Эта очередность устанавливалась раз и навсегда. Нарушитель порядка полива подвергался штрафу в пользу общества или же его лишали очереди, что для хозяина земельных угодий любого назначения было равносильно смерти.

Помимо разведения садов и огородов ботлихцы выращивали зерновые культуры. Основными были пшеница, ячмень, кукуруза, рожь, овес, затем конопля и лен. Многочисленные горные террасы, давали богатый урожай. «… заброшенные теперь, они занимают огромные площади на крутых склонах гор вокруг селения. Имеются следы и многочисленных древних ручьев и родников, стекавшихся по оврагам и долинам с гор. Сейчас многие горы постепенно оголяются в результате эрозии. На когда-то крутых, зеленных их склонах с трудом удерживаются и древние террасы. Каменные подпорные стены многих из них разобраны теперь для строительства домов».

Традиционной отраслью хозяйства было и животноводство, но оно играло  вспомогательную роль. Из домашних промыслов бытовало шерстяное прядение и ткачество (паласы, сукно и др.), валяние шерсти (войлок, бурки), обработка кожи, производство папах и обуви.

Важное значение в экономической жизни ботлихцев имела торговля. У них даже существовала прослойка профессиональных торговцев — базарганов. Оживленные торговые связи были не только с закавказскими странами, но и с Персией.